sevastianov .ru
Севастьянов Александр Никитич
Сегодня пятница
21 июля 2017 года


  Главная страница arrow Статьи arrow Идеология Русского Национализма arrow Русская перспектива

Русская перспектива

Версия для печати Отправить на e-mail
Долгие десятилетия интерес русского человека к своей нации должен был удовлетворяться, в основном, беллетристикой либо сочинениями дореволюционных авторов. А о современных проблемах русского народа и вовсе мало что можно было прочесть – как будто нет ни такого народа, ни, соответственно, его проблем. Денационализация русских, подспудно, но настойчиво осуществлявшаяся в СССР, дала свой страшный результат. Еще лишь десять лет назад, в 1986 г., в ходе социологического опроса 78% русских признали себя “советскими” и только 15% – русскими, в то время, как, скажем, 90% эстонцев твердо знали, что они – эстонцы. Последствия всего этого мы, русские, ощущаем сегодня во всем – в неспособности нашей консолидироваться, встать на защиту национальных интересов, в неспособности проникнуться священной ненавистью к врагу в национальной войне (русско-чеченской, к примеру), в не снижающемся проценте смешанных браков, в равнодушии к русским беженцам и вынужденным переселенцам, в оставлении на самотек русского дела в Крыму, Нарве, Новороссии, Южном Урале, Латвии… Перечислять наши пороки, явившиеся следствием целенаправленной политики “великодержавного космополитизма”, проводимой КПСС, можно долго.

Однако надо отметить, что в последние пять-семь лет наметились позитивные сдвиги в сфере самосознания русских. Разбуженные оплеухами, посыпавшимися со всех сторон от наших дальних, ближних и ближайших “доброжелателей”, мы постепенно приходим в себя от долгого сна, беспамятства, задумываемся над своим прошлым, настоящим и будущим. Благодушие и беспечность, сделавшиеся нашими национальными чертами за годы могущества и стабильности, уступают место озабоченности и активному поиску выхода из катастрофической ситуации. Снова и снова мысль самых прозорливых сынов русского народа обращается к национальному фактору как к якорю спасения. Да и простой народ наконец-то задумался о том же: сегодня, по опросам, уже только 45% русских не придают значения национальности. Все исследователи отмечают, что в массах зреет глухой, примитивный национализм как реакция инстинкта самосохранения, как средство выживания. Но те же процессы – наконец-то! – пошли и в недрах интеллигенции (которая в силу специфики образования и рода деятельности всегда немного космополитична). Об этом свидетельствует как непрерывный рост публикаций – газетных и книжных – по русскому вопросу, так и крепнущий интерес к этой тематике у читателей. Поэтому можно надеяться, что недалеко то время, когда русская интеллигенция, взяв пример с национальных интеллигенций наших ближайших соседей на юге, востоке и западе, открыто пойдет, в своем большинстве, в авангарде общерусского националистического движения.

Приступая к серии библиографических обзоров “Русская перспектива”, я беру на себя смелость рецензировать книги и брошюры современных ученых, публицистов и политиков, так или иначе разрабатывающих русскую идею. Разумеется, в обзоры такого рода не может и не должна попадать вся националистическая и патриотическая литература, которая уже насчитывается десятками книг, но только особо примечательные в положительном или отрицательном смысле сочинения. Цель – привлечь или предостеречь читателя.

Удивительно: книга, которую нельзя назвать иначе, как событием, прошла практически незамеченной в прессе – “Русский народ: историческая судьба в ХХ веке” (М, АНКО, 1993, тираж 10000). Это сборник статей ученых – кандидатов и докторов наук, в основном, сотрудников истфака МГУ, Института Российской истории РАН, Института национальных проблем образования Министерства образования и некоторых иных инстанций (всего 24 автора). Главный редактор сборника – академик Ю. С. Кукушкин, в недавнем прошлом – декан истфака МГУ. Сборник поражает актуальностью и точностью многих оцкенок и прогнозов и читается с огромным интересом. А главное, убеждает нас в том, что передовая часть нашей научной интеллигенции вовсе не индифферентна по отношению к собственному народу, как это порой пытаются представить нам некоторые “монополисты от патриотизма”. Напротив, именно русские ученые-историки четко осознали важную вещь. Как пишет главный редактор сборника: “Парадоксально, но в государстве, где русские составляют большинство населения, руский вопрос до последнего времени не обсуждался. Считалось, что сама его постановка может помешать интернациональному воспитанию. Теперь же он якобы мешает проведению так называемых демократических реформ. Таким образом, русский вопрос был и остается для властей предержащих крайне неудобным. Это в то самое время, когда широко обсуждаются азербайджанский, еврейский, латвийский, татарский, эстонский и многие, многие другие национальные вопросы. Отказ от постановки и решения русского вопроса есть выражение русофобии и ведет к искусственному обострению ситуации прежде всего в России, а также во всем мире. Поэтому ученые не имеют права уходить от этой проблемы”. К наиболее важным, на мой взгляд, статьям сборника я позволю себе привлечь внимание читателей.

Статья доктора исторических наук А. Г. Кузьмина “Истоки русского национального характера” приоткрывает завесу над самым большим и потаенным секретом нашего народа. Мне всегда казалось непонятным и удивительным беспечное, радушное и благодушное отношение русских к другим народам, странное неразличение национального, глубоко укоренившееся в душе простого русского человека и ставшее поистине нашим историческим проклятьем. Между прочим, это свойство появилось не вчера, под действием советской пропаганды и Коминтерна, а было замечено и до революции. Так, Н. Бердяев писал в 1915 г.: “Россия – самая не шовинистическая страна в мире… Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже – увы! – чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм… Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам”. Сегодня, в условиях нашего тяжелейшего национального поражения, эти качества, к счастью, многими уже четко осознаются как один из главных факторов русской катастрофы, но по-прежнему неясно: откуда они взялись, где их основа? Не стоит ли поискать в глубине веков? Кузьмин предлагает свой ответ на вопрос о корнях самоубийственной “всесветности” русских: они в этнических истоках Древнерусского государства, точнее – именно в особенностях жизни и быта славянских племен, составлявших основную часть населения.

В отличие от многих этносов, живущих замкнутой, иерархичной, культивирующей генеалогию и чувство “крови”, отрицающей всякую ассимиляцию кровнородственной общиной (таковы, например, чеченцы, евреи, викинги-норманны и др.), славяне жили общиной территориальной.

Психологии людей, живущих той или другой формой общины, принципиально различаются. Племена у славян назывались по месту обитания (у германцев – по имени предка). Всякий, кто поселялся с ними на одной территории, автоматически получал право включиться в общину, взять себе из нее жену. Славяне не выстраивали генеалогических лестниц (современные чеченцы могут порой насчитать до сорока предков!), не придавали значения происхождению. Особо следует отметить, что своих рабов славяне держали в рабстве непродолжительное время, после чего им предлагалось либо за некоторый выкуп уехать домой, либо остаться у бывших хозяев на положении свободных людей, при чем, естественно, предполагались и брачные союзы с бывшими рабами. Широкой ассимиляции способствовала и полигамия, установившаяся у большинства славянских племен. Дети разных, в том числе по крови, жен были равны между собой. Завоевав в VI–VII вв. большую часть Центральной Европы, “славяне нигде не установили своего господства” (точно так же, как их потомки, дошедшие в ХVI–XIX вв. до Сибири и Тихого океана).



 
< Пред.   След. >


Свежие новости
© - Все права принадлежат их обладателям. 2006 - 2017
При полной или частичной перепечатке материалов сайта гиперссылка на sevastianov.ru обязательна.




Яндекс цитирования