sevastianov .ru
Севастьянов Александр Никитич
Сегодня четверг
25 мая 2017 года


  

Виталий Волочков (Союз военных русоведов)

Версия для печати Отправить на e-mail

Определение понятия «национализм». На наш взгляд, понятие «национализм» многогранное и может иметь множество определений, но в настоящее время актуальны и важны только некоторые его аспекты. Поэтому целесообразно прекратить споры по частностям и сконцентрироваться на главном.

Явление национализма это конкретно-историческая реальность, с которой нельзя не считаться. Это относится не только к Росси, но и к другим странам. Игнорирование специфики этого явления чревато опасными негативными последствиями. Из этого понятия национализма следует выводить и путь развития страны не только в ближайшую, но и в последующую перспективу, а также строить возможные варианты самоопределения России в своей внутренней и внешней политике.

Основных определений по существу три.

1. Русский по крови. На дворе XXI век, и отрицать генетику по меньшей мере глупо. Очевидно, что в течение тысячелетий совместной жизни людей, труда и борьбы сложился русский этнос, сформировался национальный архетип. Но все же чисто этническое определение «русскости» не является исчерпывающим. Происхождение от русских родителей само по себе не гарантирует того, что человек вырастет русским. Оно создает генетическую предрасположенность к формированию русской
личности этого человека. Но пойдет ли формирование личности по русскому
пути или нет, зависит от той национальной среды, в которой эта личность будет развиваться. Появившийся на свет младенец подобен пустому сосуду, который можно наполнить разным содержимым.

2. Русский по гражданству. Эту концепцию принято называть французской, и суть ее заключается в том, что в момент получения паспорта другой страны человек автоматически меняет свою национальность. Например, папуас из гвинейских джунглей, получив французский паспорт, в один момент превращается во француза, даже если в своей предыдущей жизни он никогда и не слышал о существовании Франции и ее коренных обитателей. Несостоятельность подобного подхода даже не нуждается в комментариях.

3. Русский по самоидентификации. Эта версия сейчас наиболее популярна, потому что наиболее либеральна. Но если не принимать во внимание политкорректную чепуху насчет индивидуальных прав и свобод, то получается следующая картина. Вот проснулся человек утром, и почувствовал себя русским. Но позавтракал кофе с круасаном и решил: нет, я все-таки француз. Вечером попил пива и понял: да я же немец! Получается чушь собачья. А именно не человек, а «общечеловек» без роду-племени – голубая мечта глобализирующих демократ-либералов.

Политические проекции перечисленных подходов к определению национальности таковы. Биологический подход, основанный на «критерии крови», своим логическим продолжением имеет абсолютизацию внешних этнических признаков, когда «русскость» станут определять по форме черепа. Далее идут занятия, известные человечеству по опыту гитлеровской Германии. Все это ведет к созданию культа собственной биологической исключительности и превосходства, т. е. к расизму и к искусственному противопоставлению России как государства русского народа всему остальному миру, а главное – к межнациональным конфликтам внутри самой страны. Это путь к национальной катастрофе.

Но не менее катастрофические последствия ждут Россию и в противном случае, если возобладают «гражданский» или «самоидентификационный» подходы. Оба они ведут к потере национальной идентичности, к деградации русского и других народов нашей страны до состояния тупой биомассы без исторических корней, безразличной ко всему, кроме удовлетворения примитивных физиологических потребностей, к расколу и порабощению. Чего, собственно, и добиваются заокеанские авторы политики глобализации.

Важно понять, что такое русский человек – тот субъект, из которого происходят национальные интересы государства. Без четкого определения «русскости» человека в принципе невозможно внятно сформулировать национальные интересы России как государства, созданного русским народом. Государственные интересы определены быть могут, но вот национальные – нет.

Поскольку упомянутые выше упрощенческие определения «русского» приняты быть не могут, единственно возможным представляется определение комплексное. А именно, русский – это человек, для которого родными являются русский язык и русская культура (в самом широком смысле этого слова) и который реально, а не на словах идентифицирует сам себя как русского и соответствующим образом себя ведет.

Язык – родной, а не выученный, пусть даже в совершенстве, – это основа всего остального. У человека же между этими двумя событиями стоит язык, через который он воспринимает и осмысливает вещи и явления. Всякий народ мыслит своеобразно, одному ему присущим способом из-за разницы в национальных языках. Русский народ и, следовательно, русский человек мыслит по-русски.

Производное от языка и от исторического опыта народа – национальная культура, которая у каждого народа тоже своя, неповторимая. В течение тысячелетий естественным образом формировалась общенародная система взглядов на мир и на место человека в этом мире, задавая определенные поведенческие стереотипы, закрепленные в народной морали. У русского человека – русская культура. Она не лучше и не хуже любой другой. Она просто иная, чем у любого другого народа. Русский человек мыслит и действует в рамках этой культуры. Выходя за ее границы, он чувствует себя дискомфортно.

Наконец, самоидентификация. Здесь дело сложнее, потому что вопрос этот сугубо интимный и субъективный. Самоидентификация безусловно важна, особенно для людей, появившихся на свет от смешанных браков. К тому же в процесс самоидентификации постоянно вмешивается этнический фактор, «фактор крови». И проявляется это в конфликтных ситуациях, когда человеку нужно сделать выбор. «Фактор крови» нельзя не только абсолютизировать, но и сбрасывать со счетов. Просто надо помнить, что он существует и в критической ситуации может оказаться решающим.

Все сказанное относится не только к русским, но и к людям любой другой национальности. Язык, культура и самоидентификация (с учетом возможной поправки на этническое происхождение) – вот те критерии, которые лежат в основе определения национальной принадлежности.

Соответственно, государственная политика, чтобы выражать национальные, а не только общегосударственные интересы, должна постоянно учитывать эти критерии. Более того, государство обязано прилагать все необходимые усилия для сохранения языка и культуры своих народов в их самобытном виде.

Сбережение коренных народов, но отнюдь не поддержание требуемого уровня трудовых ресурсов вообще, безотносительно к национальному составу, за счет завоза иностранной рабочей силы – вот над чем должно постоянно работать правительство. В этом главный национальный интерес России, и такой государственный национализм, без расизма, но и без космополитизма, отражает реальные устремления подавляющего большинства населения. Именно за ним политическое будущее.

Что такое русский народ и как он соотносится с государством российским

Доминирующим фактором общественно-политической жизни России в 2007 году является возрождение национального самосознания русского народа. Даже до партии власти, наконец, дошло, что властвовать она собирается над страной, абсолютное большинство населения которой составляют русские, все отчетливее ощущающие свою национальную общность.

Например, некоторые записывают в русские российских татар и исключили из числа русских всех неправославных.

Согласно идеологии интернационализма африканский пролетарий нам ближе и родней, чем свой, русский, но классово чуждый элемент. Либеральный интернационализм вообще игнорирует существование на Земле разных народов и национальных различий между ними. Все – «общечеловеки» с одними и теми же «общечеловеческими ценностями».

На Земле существуют разные народы. Они отличаются друг от друга этнически, т. е. по внешним признакам, говорят на разных языках, создали разные культуры в самом широком смысле этого слова. У них разное мироощущение, живут они в разных частях Земли. И все народы перед Богом равны: нет народов высших, богоизбранных, и низших, предназначенных им в услужение. Любые теории, утверждающие обратное, – расистский бред.

Русский народ – не лучше и не хуже остальных, просто отличающийся от любого другого народа своим этническим архетипом, языком и культурой. На определенном этапе своего исторического развития русский народ создал специальный механизм для управления своей внутренней жизнью на занимаемой им территории и для регулирования отношений с другими народами – русское национальное государство. Похожий путь прошли многие другие народы. Многие, но не все. Не у всех есть свои национальные государства.

Шли века, русское национальное государство прирастало землями и населяющими их народами. Княжество, царство, империя, союз, федерация – суть формы устройства одного и того же русского государства. Становясь многонациональным по своему демографическому составу, государство оставалось русским и по организации государственного управления, всегда предельно централизованного в русских столицах, и по содержанию жизни многонационального общества, базирующегося на русском языке и русской культуре. Русский язык и русская культура – фундамент российского государства, та призма, через которую все населяющие нашу страну народы общаются между собой и благодаря которой они понимают друг друга. Русский язык и русская культура дают представителям национальных меньшинств возможность получить качественное образование, занять достойное место в общероссийской социальной иерархии.

В многонациональном российском государстве русскому народу принадлежит особая роль. Он не только создал это государство, он обеспечивает само его нынешнее существование как естественный носитель русского языка и русской культуры, без которых вся система обречена на стремительный распад. Русский народ является государствообразующим как исторически, так и демографически, и никакой другой народ не может заменить его в этой функции. России как государства и общества без русских быть не может. Русских в России более 80%. Следующий по численности народ – татары составляют около 3,5% населения.

Таким образом, налицо два уровня организации общества. Во-первых, уровень отдельных людей, на котором действует законодательство, регулирующее отношения между ними. Во-вторых, уровень народов, существующий фактически, но юридически не обозначенный; гармонизация отношений между народами – первейшая задача государственной политики. И если на первом, индивидуальном, гражданском уровне декларировано полное равенство прав и ответственности, то на втором уровне, уровне народов, вся полнота ответственности за судьбу России и всех населяющих ее народов лежит на государствообразующем русском народе – так распорядилась история.

Демократическая форма государственной власти в Российской Федерации только усиливает эту ответственность – ответственность большинства за свое собственное благополучие, за благополучие меньшинств и общего для всех дома – России. Народ – живой организм, единое целое, которое рождается, живет и умирает, как и все в живой природе. Когда такой организм перестает ощущать себя единым целым, у него исчезает иммунитет перед вредоносными внешними вмешательствами, и, в конце концов, он погибает. Люди теряют свои национальные корни, свою национальную самобытность, превращаются в инертную биомассу, безразличную к тому, кто и как ею управляет.

Такая судьба западноевропейцев русских не прельщает. Наш путь – сплочение народа вокруг того, что составляет идейный базис самобытной русской цивилизации. Это исторически сложившиеся нравственные ориентиры, исключающие культ наживы любой ценой, это традиционные представления о добре и зле, о справедливости, о семье, о женщине, о стариках и детях. Все это – специфически русское, у других народов взгляды иные. Не лучше и не хуже, просто другие.

Гражданство и национальность – не одно и то же. Гражданин – это государственное, а татарин, русский, осетин – это народное. Главнейшая задача государства – обеспечить реальное и неукоснительное равенство прав граждан на всей своей территории и во всех областях жизнедеятельности. Задача сложная именно в силу национальных различий между народами. Если эти различия игнорировать и считать всех граждан, вопреки очевидности, «общечеловеками», неизбежны нарушения прав людей, которые мы можем наблюдать везде, где только возникает межнациональная напряженность.

Смысл существования народа – в самом этом существовании. Нет и не может быть никакой иной национальной идеи, кроме идеи самосохранения народа. Русская национальная идея аналогична татарской, осетинской и всем прочим и заключается в сбережении народа. Именно народа с его самобытной культурой, а не просто количества населения. Любые другие идеи и проекты имеют право на существование только в той мере, в какой они способствуют сбережению народа. Все остальное – от лукавого. Политика государства должна быть направлена исключительно на обеспечение благополучия его народов, любые иные цели – ложные.

Именно ощущение угрозы самому своему существованию пробудило сейчас инстинкт самосохранения русского народа, проявляющийся в возрождении национального самосознания. Так было всегда в критические периоды русской истории. И на сей раз русский народ преодолеет очередной кризис. На него вся надежда других народов России, поскольку никто, кроме русских, сделать этого не сможет. Исторический опыт показывает, что никакие враждебные силы не в состоянии этому воспрепятствовать.

Созидательный национализм – это ответственность за нравственное и материальное состояние своего народа.

 
< Пред.   След. >


Свежие новости
© - Все права принадлежат их обладателям. 2006 - 2016
При полной или частичной перепечатке материалов сайта гиперссылка на sevastianov.ru обязательна.




Яндекс цитирования