sevastianov .ru
Севастьянов Александр Никитич
Сегодня понедельник
27 марта 2017 года


  Главная страница arrow Статьи arrow Круглый стол о национализме 7 марта 2007 года arrow Юрий Горский (Консервативно-Революционный фронт)

Юрий Горский (Консервативно-Революционный фронт)

Версия для печати Отправить на e-mail

Феномен национализма

Тезисы

1. Научно и легитимно определить, объяснить феномен национализма и найти к нему те или иные подходы в рамках политологии, в правовом поле представляется невозможным.

Интернациональный термин nation, восходящий к лат. natio, на русский может переводиться и как «нация», и как «народ», а в «демократическом» контексте и как «государство». И народ, и нация могут определяться как совокупность граждан какого-либо государства вне зависимости от их этнического происхождения. Впрочем, нацию мы можем определить как народ, организующий государство на своей территории, а далее пытаться апеллировать к принципу права наций (народов) на самоопределение (когда-то незыблемому, а ныне постепенно признаваемому устаревшим). Но права человека (права личности) рассматриваются в современном международном праве как права если не приоритетные, то по меньшей мере равные правам нации (народа), и последние в частности, право нации на самоопределение суть всего лишь коллективные права человека. Легко видеть, что понятия «самоопределение личности» и «самоопределение нации (народа)» относятся к совершенно разным областям: в первом случае мы имеем дело с термином психологии, во втором политологии, поэтому дальнейшие изыскания в этом направлении бессмысленны.

2. Феноменологический подход с применением естественнонаучных (психологических, органистических, биологических) аналогий оказывается в данном контексте гораздо более адекватным.

Мы решаем прикладную задачу, феноменологически описываем «национализм», чтобы понять, как к нему относиться и что с ним делать.

Наш основной тезис:

Национализм есть инстинкт самосохранения народа.

3. Инстинкт самосохранения свойственен живым организмам и представляет собой форму поведения в условиях опасности, действия по спасению себя от угроз жизни и здоровью.

Причём при таком подходе даже не требуется точное определение «субъекта национализма» народа или нации. Мы просто постулируем наличие некой общности (если угодно большой социальной группы), которой присущ определённый уровень «самосознания». Эта общность, народ или нация, интерпретирует те или иные условия своего существования как представляющие ей опасность и предпринимает те или иные действия по спасению от этих угроз.

Наши выводы не зависят от того, как именно мы трактуем понятие народа (нации): как единство веры, истории, целей, языка, генотипа, культуры… Важно, что именно эта общность, именующая себя, к примеру, «русский народ», ощущает опасность, видит угрозы своему существованию и намерена противодействовать им. Эта общность и есть «субъект национализма».

Посредством такого естественного определения легко объясняется стихийная, иррациональная, неподконтрольная природа национализма. Он всегда связан с некоторым аффектом, экзальтацией, пафосом. Отсюда же становится понятной необходимость подхода к национализму с безоценочных позиций: он не хорош и не плох, не «высок» и не «низок»: он естественен. Заяц срывается с места и бежит, услышав резкий шорох в кустах; медведица нападает на любого, кто оказывается вблизи берлоги с медвежатами; отец семейства запрещает детям смотреть программы молодёжного канала, для них же, казалось бы, и предназначенного. Во всех этих явлениях существует внутренняя субъективная логика, а доводы «объективной реальности» не действуют.

Точно так же и решение проблемы национализма возможно тогда и только тогда, когда сам «субъект национализма» сочтёт (почувствует, поймёт, ощутит), что опасность миновала, угрозы преодолены. И мы не можем знать и быть уверены изначально, что именно этому поспособствует: изменение строя, власти или конституции, разрешение или запрещение тех или иных действий или что-то ещё.

Продолжая аналогии с инстинктом самосохранения, надо сказать, что он не может отсутствовать или быть устранён, но может не проявляться (если не существует опасности), быть «приглушенным» или быть «обманут». В условиях объективной опасности отсутствие инстинкта самосохранения свидетельствует о неком патологическом состоянии организма («изменённом состоянии» или иной ограниченной адекватности, о болезни, смерти или об очень жёсткой внешней манипуляции). В этой логике фиксируемый ныне подъём национализма по всей Европе и, в частности, в России свидетельствует о жизнеспособности как русского, так и различных европейских этносов.

С другой стороны, далеко не все из тех, кто составляет общность – субъект национализма, подвержены ему в одинаковой мере. Возникает другой феномен: отсутствие национализма в условиях несомненной, объективной опасности для выживания и существования государства, народа, нации. Тогда националистом может не являться:

Человек, лишённый «национального чувства», не причисляющий себя к такой общности, как народ (нация);

Человек, причисляющий себя к другой общности, которой опасность не угрожает;

Человек, по тем или иным причинам лишённый чувства самосохранения (на индивидуальном или общественном уровне) «патологически храбрый», нечуткий, смирившийся, «перегоревший», сломленный, отчаявшийся, подверженный манипуляции и т. п.

Также может быть целесообразно применить к рассматриваемому здесь общественному организму трихотомию, т. е. трёхчастную структуру Человека, принятую в Православии: Дух, Душа, Тело. На «телесном» уровне национализм будет проявляться в совершенно стихийном стремлении молодых, неопытных, не до конца сформировавшихся душевно, интеллектуально и духовно людей к быстрому и эффективному, «уличному» устранению проблемы, которую формулирует их национальное чувство. Над этим низшим уровнем неизбежен «душевный»: националистического толка политика, идеология с обоснованной выше долей эмоциональности и экзальтации, а также соответствующие лидеры, вожаки толпы. Но без духовного уровня, без глубокого и всестороннего понимания проблем и путей их решения именно на уровне народа, нации, государства, Империи (если речь идёт о России), такое «главенство» превращается в чистейшую манипуляцию.

В идеале эта вертикальная структура общественного организма должна быть выстроена так: Тело руководствуется Душой, а Душа – Духом. Этим обеспечивается необходимое органическое общественное единство. В этом идеальном случае, к которому мы и обязаны стремиться, стихийный националист обретёт политическое руководство со стороны лидера, укоренённого в духе Традиции. Только такое главенство, такая вертикаль и такое единство послужит на благо обществу в целом, позитивно решив проблему национализма. Политик же, который не сведущ в исторических, культурологических и духовных устоях своей нации (народа), не обладает полнотой видения и не вправе руководить сообществом каких-либо социальных групп.

Таким образом:

национализм, понятый как естественное, природное, органическое явление, нельзя игнорировать; нельзя рационально и чётко определить все его параметры (в силу стихийности); нельзя подчинить. Он может быть только интегрирован в полноценную единую систему, укоренённую в Духе Традиции, и тогда его энергия и заряд получит позитивный деятельный выход.

Русский национализм, как и любой другой, требует специального, отдельного рассмотрения. Ключевыми параметрами, на наш взгляд, здесь является Православие, мессианство (как исторически обусловленное), а также пророческие прозрения Ф. М. Достоевского о всечеловечности русских, что по своей сути является позитивной альтернативой космополитизма. А идеальным, максимальным решением проблемы русского национализма является русская православная монархия и Империя, где русские являются формообразующей, объединяющей и вдохновляющей силой. Но пока, увы, мы не готовы даже продуктивно обсуждать подобные варианты развития.

В любом случае, необходимым условием разрешения проблемы является независимость организма (в нашем случае народа) от внешних и внутренних враждебных факторов.

Из всего выше сказанного, наше окончательное определение звучит так: Национализм есть инстинкт самосохранения народа, где Единство – Отец, а Мать – суверенная Независимость от внешних и внутренних враждебных факторов.

(Эксперты проекта: Миронов Н. В., Николин М. Н., Рысаков Д. П., Себейкин С. С., Сычёв Е. Е., руководитель проекта Горский Ю. Е.)

 
< Пред.   След. >


Свежие новости
© - Все права принадлежат их обладателям. 2006 - 2016
При полной или частичной перепечатке материалов сайта гиперссылка на sevastianov.ru обязательна.




Яндекс цитирования