sevastianov .ru
Севастьянов Александр Никитич
Сегодня среда
12 декабря 2018 года


  Главная страница

О выставке в Третьяковке

Версия для печати Отправить на e-mail

Был на интересной выставке Кабаковых и Ларионова в Третьяковской галерее на Крымском валу. Что сказать?

1. Очень впечатлил молодой Михаил Ларионов, до 1910–1912 гг. Великолепный импрессионист: какие пейзажи, какие натюрморты (особенно с рыбами)! А потом он сильно матисснулся, после чего с ним произошел, на мой взгляд, своего рода перелом. Ему, по-моему, просто осточертело, опреснело искусство. Вообще. Он больше не хотел работать так, как работали до него, и так, как раньше работал он сам. Захотелось максимально острого, обжигающе острого. И он рванул в сторону от искусства – вначале к хаосу – лучизму, потом к примитиву, к лубку, к заборной живописи. Но поскольку он был очень талантлив и уже очень профессионален, он все это делает по-своему рафинированно, точно используя и линию, и цвет. Ну, и далее – не жил, а мучился, на мой взгляд, все пытаясь что-то сделать небывалое. Временами прорывалось настоящее, высокохудожественное, потом опять сам себя давил ради очередной новации. В конце жизни вдруг возвращается к нормальной живописи. Поразила одна из последних картин (расположена в зале, предшествующем его библиотеке и пр., на простенке справа) в зеленовато-голубых тонах: любовная пара. Очень современно смотрится. В итоге в его судьбе выпукло выразился трагизм всей ситуации в искусстве ХХ века, жертвой которой стали многие, и Ларионов в первую голову… Получил я сильное впечатление в целом, пищу для раздумий…

2. А вот Илья Иосифович Кабаков очень позабавил, и сам по себе, и как общественное явление. Вспомнилось мне вот что. В молодости, когда я работал на киностудии им. Горького, нашел я там на свалке огромную линзу. По пьяному делу забрал ее домой, неизвестно зачем (ехал в трамвае, прижимая линзу двумя руками к животу, чтобы не уронить). А на бюро у меня дома стоял маленький – сантиметров 7 в длину – оловянный слоник, которого я спилил с крышки старой чернильницы. И вот, когда ко мне приходил какой-нибудь новый гость – а работая на киностудии, я часто заводил новые знакомства – я рассказывал, что этот слоник сделан великим скульптором бароном Клодтом, автором знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге. И что под хвостом у слоника есть микроскопическая надпись: «Лепил и отливал барон М. Клодт». А чтобы убедиться в этом, я передавал гостю слоника и ту самую огромную линзу. И вот, гость, чтобы разглядеть оную надпись, должен был зажать маленького слоника жопой кверху в своих коленках, а потом взять двумя руками линзу и рассматривать, что там у него под хвостом. Ничего там, конечно, не было. Это такой розыгрыш был, такая шутка у меня была. Но выглядело ужасно смешно, я потешался, да и гость потом тоже хохотал, когда соображал, что его разыграли.

И вот Кабаков, на мой взгляд, делает с публикой то же самое. Он передает нам своего рода виртуальную (воображаемую) линзу и предлагает найти на жопе слоника надпись, которой там нет и в помине.

И люди добросовестно пытаются эту несуществующую надпись прочитать, используя кабаковскую виртуальную линзу.

Кабаков – человек неумный. В его работах не содержится никакой мысли, достойной запоминания, обсуждения. Одни банальности. Но те, кем он манипулирует, – еще глупее, и таких сотни тысяч, и для них его простенькие, недалекие мыслишки, подаваемые как откровение, – очень важны. Поистине, в стране слепых царем становится одноглазый. Люди разгадывают кабаковские ребусы, и это возвышает их в собственных глазах, хотя в сухом остатке – пустота. Но ему процесс приносит миллионы долларов. А это значит, что он очень даже умен, по-своему… И потешается, глумится над людьми, и денежки гребет. Старая жулябия, вообще-то, скажет человек более циничный…

 
След. >


Свежие новости
Популярное
Голосование
Вы член НДПР?
 
Кто он-лайн
© - Все права принадлежат их обладателям. 2006 - 2018
При полной или частичной перепечатке материалов сайта гиперссылка на sevastianov.ru обязательна.




Яндекс цитирования