sevastianov .ru
Севастьянов Александр Никитич
Сегодня суббота
21 октября 2017 года


  Главная страница arrow Статьи arrow Прочие статьи arrow Библия и жизнь: уроки морали

Библия и жизнь: уроки морали

Версия для печати Отправить на e-mail

Среди аргументов, выдвигаемых сторонниками религии и религиозного воспитания, в последнее время особую популярность приобрел аргумент «моральный». Без религии-де мораль теряет свой краеугольный камень; общество, отказавшееся от религии, неизбежно-де теряет нравственные основы, разлагается, вырождается, гибнет. «Если Бога нет – все дозволено», – таким хлестким и, на первый взгляд, убедительным умозаключением пугают церковные риторы серую интеллигентскую массу. И приводят весьма красноречивые примеры, коими изобилует история XX века, того, как кризис религиозного сознания в обществе сопровождался чудовищным попранием гуманистических идеалов. Ну, и далее – рост преступности, всеобщий и поголовный обман в политике, торговле, прессе, обоюдное бездушие детей и родителей, – все это напрямую связывается с падением авторитета религии и церкви.

Соответственно, чтобы исправить положение и дать гарантии против глобальных вспышек жестокости, предлагается воскресить религиозную жизнь, вернуться к христианским, в частности, моральным нормам. Для этого разрабатываются программы государственной и общественной поддержки церкви (у нас еще требуют вернуть все национализированное имущество, вплоть до икон из музеев); вводятся курсы религиозного образования в различных светских учебных заведениях; в армии, больницах, тюрьмах появляются священнослужители и т. д.

Система контраргументов тоже, в общем-то, не слишком нова. Упоминаются моря крови, пролитые христианами в борьбе как с язычниками (крестовые походы, завоевание обеих Америк, Африки и т. п.), так и друг с другом (100-летняя, 30-летняя войны, взятие Константинополя крестоносцами, разгром еретических движений), упоминается инквизиция, преследования раскольников и т. д. Не говоря уже о мелочах: обманах, подкупах, подлогах, разврате и т. п., совершаемых порой «к вящей славе господней». Попрание все тех же гуманистических идеалов во имя христианских ценностей демонстрируется историками с величайшей убедительностью.

К тому же остроумно замечается, что грандиозные эксперименты, затеянные такими учителями человечества, как Ленин, Сталин, Гитлер, Мао, Пол Пот, непреложно доказали: хоть Бога, возможно, и нет, но это не значит, что все дозволено. Инстинкт самосохранения человечества не позволяет вершить дела, которым, увы, никакой Бог не смог бы помешать.

Все это так, но, несмотря на очевидную правоту историков, сторонники религиозных основ морали не смущаются. Для них и их аудитории (а это сотни миллионов человек) религиозная, в том числе христианская, мораль по-прежнему обладает безущербным обаянием. А издержки – моря крови и слез – списываются на несовершенство человеческой природы, на превратное толкование заповедей, на козни дьявола, на необходимость искуса, небесной кары, искупления и т. д. и т. п. Таким образом, для этих сотен миллионов религиозно настроенных людей любое общественное неблагополучие всегда будет объясняться отходом от норм христианской этики, а панацея будет состоять в возвращении к этим нормам.

Итак, ясно, что любая попытка критиковать религиозную систему мышления извне этой системы – есть не более, чем диалог глухих. Поэтому не лучше ли попытаться взглянуть ясно и непредвзято на саму религиозную, христианскую, мораль: что она собой представляет? Так ли она безущербна? Может ли служить верным компасом?

Перед нами Библия. Под крышкой одного переплета – Ветхий и Новый заветы. Это – единый и единственный документ, позволяющий судить о непосредственном проявлении христианского Бога в человеческой жизни, а также о требованиях, предъявляемых Богом человеку, то есть о религиозной морали христиан. Нет ничего в церковной традиции, в преданиях, что могло бы вступить в противоречие с Библией и переубедить верующего. Христианин, верующий не по Библии, – не христианин.

Поэтому вполне достаточно, отклонив все последующие источники и комментарии, обратиться непосредственно к этому главнейшему первоисточнику. Как заметил один мудрец, Господь есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и поэтов. Итак, перечитаем Библию: попробуем это сделать как бы впервые в мире, со всей отпущенной нам непосредственностью, не ища иной точки зрения на материал, кроме той, что диктует нам внутреннее нравственное чувство. «Библия глазами ребенка», – такой подзаголовок можно было бы дать нашему эссе.

Прежде, чем приступить к чтению и разбору, необходимо остановиться на одном моменте. Выше уже говорилось, что Библия, хоть и разделена на два Завета, – есть единый документ. Это единство обеспечено многими обстоятельствами: и тем, что оба Завета созданы в недрах одного, еврейского, народа, и тем, что весь Новый завет пропитан бесконечными ссылками на «закон и пророки», постоянно черпает в Ветхом завете обоснование своей достоверности и правоты. И, главное, тем, что, согласно христианскому Символу веры, Господь, действующий в обоих Заветах, – един, хотя и в трех ипостасях. Это значит, в каждом поступке и слове ветхозаветного Иеговы нам следует видеть слова и действия Иисуса Христа, «сына Божия, единородного, иже от отца рожденного прежде всех век… единосущна отцу, им же вся быша». А равно в поступках и словах Христа перед нами в такой же мере выступает Бог-отец. И, как две ипостаси одного Бога не могут противоречить друг другу, точно так же в принципе не могут противоречить один другому или отменять один другого и два Завета, хоть так порой и кажется. Постигая общность духа, господствующего во всей Библии, мы не раз убедимся в ее внутреннем единстве.



 
< Пред.   След. >


Свежие новости
© - Все права принадлежат их обладателям. 2006 - 2017
При полной или частичной перепечатке материалов сайта гиперссылка на sevastianov.ru обязательна.




Яндекс цитирования