sevastianov .ru
Севастьянов Александр Никитич
Сегодня вторник
21 ноября 2017 года


  Главная страница arrow Статьи arrow Прочие статьи arrow Битва за русских продолжается

Битва за русских продолжается

Версия для печати Отправить на e-mail

В-седьмых. Обращают на себя внимание некоторые фальшивые формулировки из глоссария, приложенного Тишковым и Кº:

«государственная национальная политика Российской Федерации
– совокупность организационно-правовых, финансово-экономических, культурно-просветительских и информационных мер федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданственности, обеспечение этнокультурного развития народов Российской Федерации, включая сохранение и развитие языков, культуры и традиций, профилактику и предупреждение конфликтов на этнической и религиозной основе;

российская нация (многонациональный народ Российской Федерации, россияне) – сообщество народов Российской Федерации, граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою историческую и гражданскую общность (идентичность), политико-правовую связь с российским государством и российской культурой (согражданство);

национальное самосознание (гражданская идентичность) – разделяемое гражданами представление о российском народе как гражданской нации и чувство принадлежности к своей стране и ее народу, ответственность за дела в стране в основе которых лежат базовые духовно-нравственные ценности и общая историческая судьба. Национальное самосознание утверждается через знания истории страны, воспитание патриотизма, освоение общих культурных ценностей, через символику и календарь, увековечение выдающихся событий и личностей, туризм, спортивные и другие мировые достижения страны.

этническая общность (народ, нация, этническая группа) – исторически возникшая на основе общих территории, языка и культуры устойчивая общность людей, обладающая этническим самосознанием;

национальность – этническая принадлежность, осознанная человеком на основе самоопределения принадлежность к тому или иному народу». И т.д.

Ошибки в теории, как известно, самые дорогие: на практике они оборачиваются порой миллионами человеческих жертв. Поэтому считаю долгом хотя бы кратко возразить с позиций науки этнополитики.

1. Как уже неоднократно отмечалось и доказывалось выше, этнокультурное развитие народов Российской Федерации не должно входить в компетенцию ни данного закона, ни государства вообще.

2. Отождествление нации (любой – этнической, политической или т. н. гражданской) с согражданством – это либо элементарная «детская» ошибка, либо умышленная и грубая подмена понятий. Она условно допустима только для стран, у которых отсутствует в силу исторических причин государствообразующий этнос: Франция, Испания, Америка, Канада и немногие другие. В России, где есть государствообразующий народ – русские, такая подмена научно и этически недопустима в принципе.

3. О нежелательности использовать невразумительный термин «гражданская нация» (кстати, он в данном разделе даже не расшифрован – и это очень показательно) и предпочтительности выражения «политическая нация России» говорилось выше.

4. Ставить знак равенства между национальным самосознанием и гражданской идентичностью – антинаучно и неправомерно, этот грубейшая ошибка, свидетельствующая о предвзятости, ангажированности и слабой компетентности авторов. Это вполне очевидно даже неспециалисту, даже школьнику. Быть и сознавать себя русским, татарином, евреем (национальное самосознание) – это одно, а быть и сознавать себя россиянином (гражданская идентичность) – это совершенно другое. Перепутать эти вещи невозможно, если не задаться специально целью внести путаницу в сознание аудитории.

5. Удивляет отсутствие в списке духовных скреп – литературных, художественных и научно-технических достижений народа России, равно как выдвижение на первый план туризма и спорта, что ярко характеризует кругозор и уровень интеллекта авторов законопроекта.

6. Удивляет в перечне основ этнической группы отсутствие общности происхождения и практически дословное следование устаревшей и давно развенчанной «сталинской» формуле нации.

7. Самоопределение – не единственный способ установления национальности человека, поскольку наряду с субъективным методом (мы – то, что сами о себе думаем) существует и научно-объективный (мы – то, чем являемся на самом деле). В Конституции России закреплено право индивида на субъективное самоопределение национальности, но это не повод исключать объективные критерии.

8. После того, как еще в преамбуле было заявлено об особой роли русской культуры, о ее особой роли в утверждении единого российского самосознания, идентичности и патриотизма, логично писать и в данном случае не о «российской», а о «русской культуре» в качестве духовной скрепы. Это соответствует истине и реально служит укреплению единства страны.

9. В перечне терминов явно не хватает некоторых важных понятий. Я предложу здесь некоторые из числа основных, а заодно дам откорректированные формулировки тех, что были сформулированы некорректно:

нация – фаза развития этноса, в которой он обретает суверенность и государственность;

политическая нация России (многонациональный народ Российской Федерации, россияне) – сообщество народов Российской Федерации, граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою историческую и гражданскую общность (идентичность), политико-правовую связь с российским государством и русской культурой;

национальность – этническая принадлежность, осознанная человеком субъективно на основе самоопределения или установленная объективно на основании биометрических данных;

национальное самосознание – разделяемое индивидами одного этнического происхождения чувство данной этнической общности и своей принадлежности к ней;

гражданская идентичность – разделяемое гражданами, независимо от этнического происхождения, представление о своей стране и вытекающее из него чувство принадлежности к народу своей страны;

российская гражданская идентичность – представление о российском народе как политической нации России, принадлежность к России и ее народу, ответственность за дела в стране, в основе чего лежат общие базовые духовно-нравственные ценности и общая историческая судьба. Гражданская идентичность утверждается через знание истории страны, воспитание патриотизма, освоение общих культурных ценностей, через символику и календарь памятных дат, увековечение выдающихся событий и личностей, туризм, интеллектуальные (литературные, художественные, научно-технические), спортивные и другие мировые достижения страны;

мононациональная страна– страна, абсолютное большинство населения которой (не менее 67%) принадлежит к одной национальности. Федеративное устройство страны не противоречит ее мононациональному статусу;

этническая общность (нация, народ, племя, этническая группа) – исторически возникшая на основе общего происхождения, а также общих территории, языка и культуры, экономических связей устойчивая общность людей, обладающая своим этническим самосознанием;

народ– многозначное понятие, используется в законе как согражданство (российский народ, россияне) и как этническая общность (национальность, в том числе коренные малочисленные народы Российской Федерации);

государствообразующий народ – народ (этнос), соответствующий одновременно всем нижеуказанным критериям: 1) исторически создавший то или иное государство, 2) составляющий абсолютное большинство его населения, 3) являющийся его этнополитической основой и скрепой, 4) язык которого является государственным языком данного государства. В России государствообразующим является русский народ;

коренной народ России – этнос, издревле (не менее 300 лет) компактно проживающий на ее территории и не имеющий своего государственного образования вне границ России.

* * *

Конечно, настолько сырой и некачественный законопроект можно и нужно, тем не менее, широко обсуждать: здесь еще осталось, о чем поспорить и что предложить. Пока что авторы лишь обнажили простую истину: писать законы – это не то, что клепать диссертации об успехах «партийных организаций западных областей Украины по интернациональному воспитанию населения» (В. А. Михайлов) или про «обретение российским народом и государственной властью новой идентичности России» (В. Ю. Зорин).

В данной связи трудно не вернуться вновь к личному фактору, который, увы, играет огромную роль в истории, что бы ни говорили марксисты. И вот, заинтересовавшись личностью академика Валерия Александровича Тишкова, я обратился к открытым данным, размещенным в Рунете, в том числе к его автобиографии. И очень многое для меня прояснилось.

Начать с родителя. Учитель физкультуры Александр Иванович Тишков из села Коркино Туринского района Свердловской области ушел на фронт политруком. А далее, как пишет сам наш герой, «отец попал в немецкий плен на второй неделе войны, так и “не убив ни одного немца” и не получив красивых орденов… Он провел четыре года в лагере и на конвойных работах»7. Интересно изложено… Вообще-то, «красивые ордена» не «получали», а зарабатывали кровью и подвигами, как мой отец, принесший с войны три высоких награды. И потом: что значит «на конвойных работах»? То ли он под конвоем крепил военную мощь нашего врага, то ли сам кого конвоировал, будучи, попросту говоря, коллаборационистом, предателем? Непонятно8.

Непонятно и другое: в отличие от многих, политрук Тишков, после того, как «его освободили союзные войска во Франкфурте-на-Майне и передали советским властям», преспокойно «вернулся домой и стал работать в школе». Он не только не был репрессирован, но даже умудрился привезти из немецких лагерей трофеи: «карманные часы, губную гармошку и металлическую коробочку леденцов» (мой отец, кроме прожженой у костра шинели, не привез с фронта ничего, побрезговал). А что самое интересное, «после смерти Сталина ему предложили восстановиться в партии», и он – о парадоксы советские! – даже получил медаль «За победу над Германией»9. За что, за что? Смех и грех. Расскажи кто другой – не поверил бы, но самому академику не верить не могу.

Окончив школу, юный Валерий по совету учительницы («они с мужем уехали из Ленинграда в начале 1950-х, опасаясь возможных гонений против евреев») поехал поступать в МГУ на истфак и был принят как медалист из глухой провинции.

В университете Тишков чуть не влип в неприятную историю. «Прочитав книгу Исаака Дойтчера “Сталин. Политическая биография”, которую мне дал американский стажер Мартин Малия, я на семинаре у доцента Ацаркина стал говорить про репрессии и другие не обнародованные еще факты советской истории. Заведующий кафедрой профессор Савинченко и кафедральное партбюро решили разобраться со мною со всей серьезностью. Пришлось мне обратиться к заместителю заведующего кафедрой новой и новейшей истории Евгению Федоровичу Язькову, взять меня на специализацию по истории США. Так я улизнул от проработки и заодно – от истории КПСС в пользу истории стран Запада». Судя по отдаленным результатам, эти перемены не пошли на пользу будущему академику, развернув его мозги не в том направлении. Не без помощи «американских стажеров», как видно.

Кандидатскую диссертацию Тишков защитил по этнической истории Канады. С докторской обошлось проще: в 1977–78 гг. в издательстве «Наука» у него вышли книги «Страна кленового листа. Начало истории» и «Освободительное движение в колониальной Канаде». «По большому счету, это была расширенная кандидатская диссертация. Коллеги, ознакомившись с трудами, посоветовали на их основании защищать докторскую. Что и было сделано уже в 1979 году»10. Что ж, у определенной категории так называемых ученых такое принято. К чему лишние труды? Примерно так же стали докторами наук подельники Тишкова Вячеслав Михайлов и Владимир Зорин. Птицы одного пера слетаются в одну стаю, – недаром сказано. Я бы поправил: сплетаются…

Семья Тишковых – это не только папа и сын. На рубеже 1980-90-х гг., будучи экспертом Музея книги Государственной библиотеки имени В. И. Ленина, я на одной из книжных выставок обратил внимание на книги большого формата, выполненные в жанре «Livred’artiste» («книга художника»), где картинки и текст одновременно изображаются самим художником на печатной форме. Книги, автором которых был некто Леонид Тишков (как потом выяснилось, младший брат академика, 1953 г.р.), были посящены им же выдуманным существам – «Даблоидам». Которые имели поразительно, на редкость мерзкий, тошнотворный вид, представляя собой кое-как нарисованную человеческую пятку с голенью, переходящей в малоприличный отросток с круглой головкой на кончике. Текст излагал авторскую мифологию Даблоидов – их идеологию, приключения и пр.

Впрочем, пусть о своих героях расскажет сам автор, несостоявшийся врач и самодеятельный «художник», не стесняющийся оттенка кощунства в своих откровениях:

«Один из моих героев – Стомак, автономно живущий и движущийся желудочно-кишечный тракт, извилистый, как жизненный путь русского человека, нежный, как слизистая тонкой кишки, прекрасный, как рождественская елка, могучий, как Уральский горный хребет. А на этом Урале, на этой мифической благоухающей елке, arbor mundi, висят сказочные украшения, отражая восторженные глаза детей. Прежде всего Даблоид. Он похож на самостоятельно передвигающуюся ногу с маленькой головой наверху. Он символизирует соитие высокого и низкого: голова в небесах, далеко, потому и маленькая, нога внизу – устойчивая и большая…

Откуда пришли эти Даблоиды? Они родились от округлого высшего бога – Даблуса, единого и великого… Мною найдено изображение Даблуса на древнерусских иконах Рождества. Обычно Богородица возлежит или сидит на овальном красном объекте, иногда его называют мутака, подушка для сидения. Так как в византийской или православной иконе все имеет смысл, и иконопись является настоящим концептуальным искусством, этот предмет явно представляет собой Даблус – соединенные друг с другом женские груди красного, «жизненного» цвета, олицетворяющие «вечную женственность», плодородие, а в иконе – Рождение Христа».

Нормальный текстик?

Надо ли удивляться, что при Ельцине, когда бал правили оголтелые демократы, карьерный взлет преуспевающего младшего брата шел в параллель с возвышением старшего? С 1991 года его персональные выставки проходили в Государственном Центре современного искусства, Московском музее современного искусства, московских галереях, а также в музеях в Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Ярославле, США, Германии, Швеции, Венесуэле. Мерзейшие даблоиды с успехом наполняли мир под аплодисменты лукавых критиков. К 10-летию появления Даблоидов Леонид Тишков выпустил Манифест, который назвал «Антидогма-999», где увещевал публику, делясь сокровенным:

«Не верьте государству. Выбросьте все символы вашего государства на помойку. Флаги, гербы, гимны и национальные святыни. Это только выдумки лукавых художников и их начальников, чтобы пометить своих рабов…

Ваш язык и национальность стали репрессивным орудием в руках кучки держателей власти – отбросьте национальность и учитесь говорить на языках всего мира. Ваш язык – человеческий, ваша национальность – человек.

Все религии мира лживы. Именно они создали огромных даблоидов в виде Христа и Магомета. И теперь бьют ими друг друга. Никогда не ходите в храмы и церкви, там вам вложат в рот вместе с причастием маленького даблоида, который в последствии завладеет вашим сознанием»11

В завершение поведаю, что в 2007 г. в издательстве «Livebook/Гаятри» вышла книга, написанная и иллюстрированная Леонидом Тишковым, с характерным, я бы сказал автобиографическим названием: «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта». Видимо, обалдевший от собственного успеха автор просто не мог ее не написать.

«Мой брат – известный художник», – с фамильной гордостью пишет о нем академик Валерий Тишков.

Но отец и брат – это тоже еще не вся семья.

В 1971 году у Валерия Александровича родился сын Василий. Женился Василий на Осане Бабаян. Образование получил вначале в Университете Южной Калифорнии (США) на факультете социальной антропологии, потом на истфаке в созданном при Ельцине Государственном Академическом университете гуманитарных наук при РАН, президентом которого является давний товарищ В. А. Тишкова академик А. О. Чубарьян. Все, как говорится, среди своих. Этот принцип соблюдается и поныне: поработав начальником научно-методического отдела «Московского дома национальностей» (в этом Доме русским, естественно, места не нашлось), В. В. Тишков затем работал в папином Институте этнологии и антропологии РАН заведующим сектором по связям с общественностью, а сегодня он – ответственный секретарь редакции созданного папой журнала «Вестник Российской нации»12. Звезд с неба не хватает (насколько известно, даже кандидатскую не защитил), но живет – не тужит. И ему хорошо под папиным крылом, и папе удобно иметь своего человека в важной структуре. В Древнем Риме такая семейственная система именовалась кратко: «непотизм».

Такое вот родословное древо Тишковых. Такие корни, такая крона. Такие яблочки от яблоньки. Такой семейный портрет. «Российская нация» в миниатюре, очевидно.

Что же касается центральной фигуры на этом портрете, тут уместно процитировать публикацию весьма осведомленной газеты компромата «Стрингер», которая в те дни, когда В. А. Тишков добивался академического пенсиона, писала об этом так:

«Пока еще живы традиции старой русской и советской Академии, где в число “бессмертных” избирали за действительные заслуги перед Наукой и Обществом. Группа ученых, не признающих научных “заслуг” г-на Тишкова, направила Президенту РАН коллективное письмо против этого избрания, тем более по отделению, к которому он не имеет никакого отношения…

Сам Валерий Тишков прославился такой толерантностью, что назвал в одном из своих публичных “научных” выступлений коренное население России – русских – “старожилами”: “Старожилы порой не способны конкурировать с иммигрантами и используют националистическую риторику, чтобы разгромить их палатки или более серьезный бизнес”.

Пока были живы представители старшего поколения академиков, и, прежде всего, замечательный ученый и патриот Никита Ильич Толстой, открыто называвший господина Тишкова “лжеученым” и другими более крепкими словами, путь этому господину в Академию наук был заказан. Сейчас ситуация изменилась и, по-видимому, уже на ближайших выборах историко-филологическое отделение РАН пополнится таким новым членом, как г-н Тишков.

Академические чиновники весьма высоко оценивают шансы избрания “естественника” Тишкова через одряхлевшее историко-филологическое отделение РАН. И имя ненавистника всего русского засияет в списках рядом с именем Александра Солженицына»13.

А что такого? И засияло. И продолжает сиять, ослепляя порой, как можно предположить, весьма сиятельные очи. Чем иначе объяснить, что человек с подобным бэкграундом, багажом и установками поставлен во главе важнейшей законодательной инициативы?

Что же, писал император-философ Марк Аврелий, может сделать негодяй, кроме негодного? Вот вопрос, который я все время задаю себе, думая о том, кто занимается законопроектом о национальной государственной политике России, и какое содержание эти люди пытаются вложить в него.

Позволим?

1 Автор – в прошлом замдиректора по науке Института стран СНГ (Института диаспоры и интеграции), а ныне создатель первого и пока единственного в России учебника «Основы этнополитики» (М., Перо, 2014. – 544 с.).

2 Александр Севастьянов. Битва за русских. – Наш современник, 2017, №№ 5–6.

3 О том, до какого абсурда докатились организаторы последней переписи под руководством Тишкова, в результатах которой оказались свободно самоопределившиеся эльфы и гномы, я писал в предыдущей части «Битвы за русских».

4 К примеру, есть у нас Региональное представительство Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН – есть и такая служба надзора за «нецивилизованной» Россией). А также специализированная общественная организация «Этилибр солидарность». Откуда и зачем в России беженцы из Анголы, Руанды, Ближнего Востока и т. п.? Кто их сюда направляет? С какой стати за Россией надзирает это самое УВКБ ООН? Зачем нужно все это нам, русским? Таких вопросов никто, насколько я знаю, из публичных политиков даже не задает. Стесняются? Скорее, боятся.

5 Правда, в законе есть пункты насчет «обеспечения знания гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации» и «обеспечения функционирования государственного русского языка Российской Федерации, осуществления его защиты и поддержки», но это лишь вынужденное эпигонское дублирование уже существующего закона «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 N 53-ФЗ.

6 Рекомендуем написанную еще в 1999 году книгу всемирно известного профессора Тату Ванханена «Этнические конфликты. Их биологические корни в этническом фаворитизме» (М., Кучково поле, 2014).

7 Здесь и далее цитируется источник:http://www.valerytishkov.ru/cntnt/biografiya.html.

8 В интернете, со ссылкой на Центральный архив министерства обороны, есть и конкретный документ с указанием даты пленения и даже лагерного номера политрука А. И. Тишкова: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75995328.

10 http://fb.ru/article/290871/tishkov-valeriy-aleksandrovich-biografiya-i-foto

11 ПРОПАГАНДАБЛУС, январь 1999. http://www.33plus1.ru/Decor/Art/Russian/MIF/tishkov.htm

13 http://geum.ru/next/art-159776.leaf-6.php. На сайте «Стрингера» можно найти еще немало интересного о В. А. Тишкове.



 
< Пред.   След. >


Свежие новости
© - Все права принадлежат их обладателям. 2006 - 2017
При полной или частичной перепечатке материалов сайта гиперссылка на sevastianov.ru обязательна.




Яндекс цитирования