sevastianov .ru
Севастьянов Александр Никитич
Сегодня пятница
22 сентября 2017 года


  Главная страница arrow Статьи arrow Прочие статьи arrow «КАЯТЬСЯ И ПЛАТИТЬ!..»

«КАЯТЬСЯ И ПЛАТИТЬ!..»

Версия для печати Отправить на e-mail

ОСТАВЬ ВСЯКУЮ НАДЕЖДУ

LASSIARE omne speranza – оставь всякую надежду: такая надпись, согласно Данте, украшала врата Ада. Эта фраза – первое, что пришло мне в голову по прочтении книги, предлагаемой вниманию читателей. Отчего? Надеюсь пояснить.

ПЕРЕД читателем – редкое во всех отношениях издание. Не только потому, что оригинал, вышедший в 1924 году в Берлине (издательство «Основа»), а равно и парижское репринтное воспроизведение 1978 года (YMCA-press)[1], давно стали библиографической редкостью. Настолько, что по неизвестной мне причине отсутствуют даже во всех крупнейших библиотеках России. Но и потому, что памятник исторической и политической мысли, который она собой представляет, по своему содержанию был и остается уникальным и неповторимым свидетельством в истории русско-еврейских отношений. Истории страшной, кровавой и глубоко трагической, но до сих пор не проясненной до конца, а тем более – до практических выводов.

Составившие эту книгу авторы – И. М. Бикерман, Г. А. Ландау, И. О. Левин, Д. О. Линский, В. С. Мандель, Д. С. Пасманик – все до одного евреи, не принявшие революцию и исчезнувшие из революционной России вместе с русской белоэмиграцией, но так и не ставшие своими не только в русской (что естественно), но и в еврейской среде Берлина и Парижа. Их позиция, претендующая на объективность, оказалась не ко двору ни среди русских изгнанников, имевших выстраданный, бескомпромиссно твердый взгляд на роковую роль евреев в революции, ни среди еврейской диаспоры, столь же твердо с молоком матери усвоившей этноэгоистический (иудаистский в своей основе даже у тех евреев, что далеки от религиозности) подход к жизни и не желающей слышать никаких резонов, колеблющих этот подход. Об этом неприкаянном одиночестве «чужих среди своих» свидетельствуют сами авторы:

И. М. Бикерман: «Всего теме “Poccия и русское еврейство” посвящено было в течение второй половины зимы восемь собраний, на которых высказались десятки ораторов, большей частью – евреи и преимущественно против нас: мы идем, ведь, против преобладающего течения»; «о России же никто из говорящих к евреям и от имени евреев не хлопочет и не предлагает хлопотать»;

Г. А. Ландау: «Когда некоторые из авторов этого сборника выступили в Берлине с докладами, посвященными еврейской ответственности, еврейскому участию в деле великого развала, – эти выступления были встречены великим возмущением. Даже признавая, гласно или молчаливо, правильность фактических указаний и анализов, выражали негодование или удивление по поводу решимости с ними выйти на гласную арену»;

И. О. Левин: «Констатирование ответственности евреев за участие евреев в большевистском движении обычно вызывает в еврейских кругах раздражение и непонимание»;

Д. С. Пасманик: «Нисколько не сомневаюсь в том, что будущее принадлежит участникам этого сборника, а не их еврейским антагонистам – ни из лагеря активно-большевиствующих, ни из лагеря нейтрально-зубоскалящих. Нас объявили чуть ли не “врагами народа”, пособниками реакции и союзниками погромщиков».

Пророчество Пасманика не сбылось: позиция участников сборника, хотя бы с оговорками признающая, что «не может безответственность более быть надежной основой для нашей, еврейской жизни, жизни маленького народа, развеянного по миру» (Бикерман), так и не стала определяющей для еврейской мысли ХХ века. Одиночество авторов в наши дни попытался было разделить бизнесмен и кинодеятель Марк Рудинштейн, что-то публично, но невнятно проговоривший о неблаговидной роли евреев в Октябре 1917 года. Рудинштейна, видимо, быстро поставили на место соплеменники, ибо вскоре он публично поправился: его-де не так поняли.

Таким образом, сегодня, в столетнюю годовщину первой «русской» революции, мы можем подвести под давней дискуссией окончательную черту. И констатировать:

– главная установка книги: «За Россию и против ее губителей. За еврейский народ и против осквернителей его имени» (Обращение «К евреям всех стран!»), – не была выполнена.

Она так и осталась никем не услышанной и внутренне противоречивой утопией.

И надежды на ее выполнение нет. За ее очевидной и принципиальной невыполнимостью.

АМНЕЗИЯ – КАК ПЛЕМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ

ОДНАЖДЫ, давая интервью Десятому каналу телевидения Израиля на тему антисемитизма в России, я был поставлен перед, что называется, «вопросом на засыпку»: от кого русским людям приходится более терпеть лиха – от евреев или от чеченцев, кто русским принес больше зла. Подразумевалось как нечто само собой разумеющееся, что чеченцы, массово убивающие, берущие в заложники, похищающие и взрывающие людей, представляют неизмеримо большую опасность для русских, чем мирные евреи, никого и пальцем не трогающие, да еще и помогающие в борьбе с «террористами». А русский антисемитизм, таким образом, есть нечто нелепое и алогичное, антиисторичное, противоречащее нашим же интересам, словом – сапоги всмятку. И когда я не задумываясь ответил журналистам: «Разумеется, евреи», – их изумление было глубоким и искренним. Лица у них вытянулись так, что я чуть не рассмеялся; «Но почему же?!», – воскликнули оба они в голос. Я ответил очень лаконично: «Семнадцатый год и Перестройка». И тут уж у меня едва не вытянулось лицо, когда я увидел мучительную работу мысли на физиономиях интервьюеров: какой-такой «семнадцатый год»? причем тут «семнадцатый год»? какое отношение имеет мохнатый «семнадцатый год» к нашему времени вообще и к интервью в частности?

Я в один момент воочию убедился: наша незаживающая рана не болит у тех, кто ее нанес. Они уже просто-напросто забыли о ней, легко и просто. Уехали в свой прекрасный Израиль, наплевали и забыли. Для них все это давным-давно прошло и быльем поросло. Не волнует за давностию лет. А главное – «не мешает», как заметил однажды о Боге некий еврей в беседе с Мариной Цветаевой.

Когда создавалась рецензируемая книга, было не так. И рана, которая горит у нас, русских, по сей день огнем неугасимым, в 1923 году была еще совсем свежа и нестерпимо жгла не только нас, но и некоторых (отдельных, немногих) наиболее совестливых евреев, например – перечисленных выше авторов.

Но дело не только в еврейском сочувствии к нашей боли. Было и другое соображение. Ведь государства Израиль, из которого, как из Запорожской Сечи, «выдачи нет», на тот момент еще не существовало, и в массе своей евреям из России (как показали события 1933–1945 гг., из Европы тоже) бежать было некуда. Страх возмездия, без следа улетучившийся у моих израильских интервьюеров, вообще у недосягаемых для чужестранной юстиции израильтян, не напрасно жил в душе «ответственных евреев», в начале 1920-х годов свидетельствовавших о революции. Их устами говорила и пером двигала не только неспокойная совесть, отягощенная страданиями русского народа, но в неменьшей степени и тревога за свой собственный, еврейский народ[2]. Логика тут проста и понятна, она ясно выражена в публикуемых текстах:

Обращение «К евреям всех стран!»: «Советская власть отождествляется с еврейской властью, и лютая ненависть к большевикам обращается в такую же ненависть к евреям. Вряд ли в России остался еще такой слой населения, в который не проникла бы эта не знающая границ ненависть к нам. И не только в России. Все, положительно все страны и народы заливаются волнами юдофобии, нагоняемыми бурей, опрокинувшей Русскую державу. Никогда еще над головой еврейского народа не скоплялось столько грозовых туч»;

И. М. Бикерман: «Русский человек твердит: “Жиды погубили Poccию”. В этих трех словах и мучительный стон, и надрывный вопль, и скрежет зубовный. И стон этот отдается эхом по всему земному миру… Нисколько не преувеличивая, отнюдь не изображая дела так, будто весь мир занят только нами, нельзя все-таки не видеть, что волны юдофобии заливают теперь страны и народы, а близости отлива еще не заметно. Именно юдофобия: страх перед евреем, как перед разрушителем. Вещественным же доказательством, пугающим и ожесточающим, служит плачевная участь России»;

Он же: «Каждый день, каждый час большевицкого владычества увеличивает и без того огромные запасы злобы к нам. Poccия уже теперь представляет для нас сплошной пороховой погреб, а взрывчатого вещества все прибавляется. Хватит ли надолго у большевиков силы и умения, чтобы справиться с грозной стихией?»;

Он же: «А что если эволюция завершится общим срывом, тоже возможным, и какой-нибудь Буденный или другой прославленный “верный сын революции”, поднимет знамя восстания против всего строя советского! Нужно ли сказать, какие бедствия обрушатся тогда на головы евреев, теперь уже рассеянных по всему широкому пространству России» (в свете этих опасений по-новому выглядит обвинение Троцким Сталина в антисемитизме и контрреволюции);

Д. С. Пасманик: «На нас лежит тяжкая ответственность за судьбы России и русского еврейства. Поэтому мы считаем необходимыми своевременно указать на содеянные ошибки и на правильные пути к спасению. Мы считаем своим нравственным долгом призвать всех наших единомышленников к борьбе с этим злом, которое растлило Россию, вызвало небывалый рост антисемитизма во всем миpе и привело к ужасным погромам в Poccии. Только этой борьбой мы спасем еврейство».

Приходится вновь отметить, что даже эта разумная, более чем обоснованная и оправданная постулатами еврейского этноэгоцентризма предусмотрительность не нашла отклика в душах единопленников Пасманика и Бикермана. Как заметил их соавтор Ландау: «Во всех народах, переживших подобные испытания, идет процесс самокритики, самопознания, самопретворения – где он в русском еврействе? Я слушал наших критиков, противников. Ни о чем подобном не было у них слышно; точно не о чем тревожиться и не с чем бороться. Виноваты все посторонние – правительство, генералы, крестьяне. Мы же не при чем…».

В чем причина такой вопиющей моральной слепоты и глухоты еврейского племени? Слепоты и глухоты, опасной, как правильно предупреждали Пасманик со товарищи, даже и для самого этого племени? Авторы частично дают ответ на этот вопрос, горько сетуя на сам факт. Я не стану полемизировать с ними, предлагать свое решение, тем более, что это сделано мною в другом месте в неоднократно переизданной, начиная с 1999 года, книге «Чего от нас хотят евреи». Здесь же сосредоточусь на позиции авторов, которые, как мы видим, были и остаются на положении белых ворон в еврействе. Тем ведь они и интересны.



 
< Пред.   След. >


Свежие новости
© - Все права принадлежат их обладателям. 2006 - 2017
При полной или частичной перепечатке материалов сайта гиперссылка на sevastianov.ru обязательна.




Яндекс цитирования