sevastianov .ru
Севастьянов Александр Никитич
Сегодня среда
29 марта 2017 года


  Главная страница arrow Книги arrow Раса и этнос arrow Этнос и нация

Этнос и нация

Версия для печати Отправить на e-mail
[198] Бомбить Россию Америка не решается до сих пор, ибо боится ответного удара, несущего неприемлемый ущерб. Хотя планы этих бомбардировок давно отточены и выверены, и есть немалое число сторонников такого решения проблемы российско-американских отношений. Совсем иное дело – Сербия, Афганистан, Ирак, ответного удара которых можно не опасаться. Вот их бомбили, бомбят и будут бомбить, если сочтут нужным, – издалека «высокоточными» бомбами. Заодно проводя таким образом испытания новых воружений: двойная польза… Биологи давно заметили связь между вооруженностью и вынужденным миролюбием: «Есть много видов, вооружение которых так сокрушительно, а приемы применения столь молниеносны, что настоящая боевая стычка между соперниками закончилась бы смертью одного из них, а то и обоих. Поэтому неудивительно, что у подобных видов естественный отбор вырабатывает запрет применять оружие во внутривидовых стычках. Систему инстинктивных запретов, ограничивающих поведение животных, этологи вслед за Лоренцем называют естественной моралью», – пишет известный ученый В. Р. Дольник в статье «Homo militaris».

[199] Хрестоматийный пример. Готовясь напасть на Персию, лидийский царь Крез вопросил оракул и получил двусмысленный ответ: «Если вступишь в войну, погубишь великое царство». Самонадеянный Крез тут же вступил в войну и, как было предсказано, погубил великое царство. Свое собственное. Таким же авантюристом был Гитлер.

[200] Крестовым походам предшествовало повсеместно в Европе введение принципа майората, по которому вся недвижимость феодала переходила по наследству его старшему сыну, а младшим оставался путь либо церковного иерарха, либо воина.

[201] Едва ли не главная причина столь странной снисходительности мирового сообщества к фашистскому агрессору имеет то же объяснение, что и воздвижение упомянутого бюста: благодаря Франко через Испанию пролег основной транзит немецких евреев в Палестину, спаслись десятки тысяч. Все это лишний раз подтверждает этнический характер самой страшной войны всех времен.

[202] Статья Маркса «К еврейскому вопросу» была написана еще в 1843 году.

[203] Не случайно, по подсчетам Центра международных исследований при Дипломатической академии Министерства иностранных дел, из 150 наиболее крупных вооруженных конфликтов уже после Второй мировой войны 127 имели национальный характер.

[204] Антинародными зачастую бывают и колониальные войны, чей успех быстр и краткосрочен, а негативные последствия отсрочены, но долги и упорны.

[205] Ряд финно-угорских народов русские постепенно вытеснили в Западную Сибирь, иногда с боем – хантов, манси, коми и др. Но это относительно поздняя история финского суперэтноса, никак не затронувшая собственно финнов.

[206] См. об этом: Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации. – М., МГУ, 1996; Меньшиков М. О. Для кого воевала Россия. – В кн.: Меньшиков М. О. Письма к русской нации. – М., Москва, 1999; Величко В. Л. Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы. – М., 2000.

[207] Интереснейшие сведения об этом см. в кн.: Островский А. В. Кто стоял за спиной Сталина? – М.-СПб., ИД «Нева» – ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

[208] «Этология (от греч. éthos – характер, нрав и lógos – учение), одно из направлений в изучении поведения животных, занимающееся главным образом анализом генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения и проблемами его эволюции» – БСЭ. С 1950-х гг. в науке упрочился синтез этологии, физиологии и сравнительной психологии.

[209] Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. У истоков человеческого общества. – М., Наука, 1993. – С. 53.

[210] Котенкова Е. Серые крысы: закон и порядок. – В мире животных, 2000, № 4.

[211] Этологи отмечают, что обязательность и дисциплина ранговых отношений имеет максимально жесткий характер в закрытом, ограниченном пространстве и минимально жесткий – в открытом. Понятно, что образ жизни человека сегодня соответствует первому типу.

[212] Цит. по: Авдеев В. Б. Расология. – С. 68–69.

[213] Бутовская, Файнберг. Указ. соч., с. 21–22, 56. Авторы формулируют жестко: «Система доминирования, устанавливающаяся в выделенном стаде молодняка, на 95% определяется положением („рангом“) матерей этого молодняка в исходном стаде и поэтому заранее может быть предсказана исследователем» (с. 52).

[214] «Касты (португ. сasta – род, поколение, происхождение) – эндогамные наследственные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом» – БСЭ.

[215] Законодательно варны окончательно были утверждены в «Законах Ману» (II в. до н.э. – II в. н.э.). Со временем варны стали делиться на более мелкие касты. В новейшее время дробление индийского общества на замкнутые эндогамные группы по всевозможным признакам – от профессий до сект и толков, вплоть до каст правой и левой руки на юге страны – дошло до абсурда: в Индии насчитывается до 3,5 тысяч «каст», что является вполне произвольным результатом и уже никак не соотносится с биологией человека. Но в сознании современного европейца эти тонкости не существуют и мы будем использовать термин «каста» в варианте БСЭ.

[216] В «Законах Ману» расписаны семь разрядов рабов: на первом месте – захваченный под знаменем (военнопленный), затем добровольный раб за содержание, рожденный в доме от рабов, раб купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания. Замечательное пособие по истории рабовладения.

[217] Женщина имела возможность выйти замуж за представителя высшей касты, хотя это и не поощрялось, но во всем остальном женщина была достаточно бесправна. Что же касается мужчин, то иногда к ним применялось перемещение, но – только вниз, изгнание из высшей касты в низшую за особые проступки.

[218] Бутовская М. Л., Загородний В. А. Роль социальных факторов в развитии орудийной деятельности на ранних стадиях развития гоминид. – В кн.: Поведение приматов и проблема антропогенеза. – М., Наука, 1991. – С. 11.

[219] О том, что таланты живут «кустами», «грибницами», в тесном переплетении родственных связей между собой, подробно и очень основательно рассказал миру в блистательном исследовании «Наследственность таланта. Законы и последствия» (см. на русском языке – М., Мысль, 1996) двоюродный брат Дарвина, основоположник евгеники Фрэнсис Гальтон (1822-1911).

[220] Разумеется, Индия знала страшные годы войн и нашествий (навскидку: Александр Македонский, Великие Моголы, англичане, да и раджи между собой воевали), но не знала самых ужасных по своим последствиям войн – гражданских, классовых. А от нашествий не застрахован никто – см. главу «Основной тип межэтнических отношений».

[221] Замечу, что объединяются порой не только низшие классы разных национальностей (например, рабы в армии Спартака), но и высшие – например, феодалы всей Европы в крестовых походах.

[222] Одна из советских энциклопедий (не указываю, какая именно, т. к. выраженный здесь взгляд был общепринят) так писала о народе: «В историческом материализме — Н., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований. Н. — подлинный субъект истории; его деятельность создаёт преемственность в постулативном развитии общества. Место и роль Н. в истории впервые раскрыл марксизм-ленинизм, устранивший один из главных пороков идеалистической социологии, которая игнорировала решающую роль Н. в общественном развитии, приписывая её выдающимся личностям (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 58)». Ограничение этнической общности – народа – по классовому признаку есть характерная для марксистско-ленинской философии дикость.

[223] Сходным образом понимал дело В. И. Ленин: «История вся слагается именно из действий личностей, предсталяющих из себя несомненно деятелей» (ПСС, т. 1, с. 159). Однако надо помнить, что как атом несет в себе все свойства данного химического элемента, так и отдельная личность является сколком данного этноса, носителем его свойств, проявляя свой этнос через себя.

[224] Марков Г. Е., Пименов В. В., ред. Этнология. Учебник для высших учебных заведений. – Москва, 1994. – С. 466.

[225] Боливар С. Избранные произведения. – М., 1983. – С. 83.



 
< Пред.


Свежие новости
© - Все права принадлежат их обладателям. 2006 - 2016
При полной или частичной перепечатке материалов сайта гиперссылка на sevastianov.ru обязательна.




Яндекс цитирования