sevastianov .ru
Севастьянов Александр Никитич
Сегодня четверг
13 декабря 2018 года


  Главная страница arrow Книги arrow Русское движение. Заметки очевидца arrow Кому развивать русскую культуру?

Кому развивать русскую культуру?

Версия для печати Отправить на e-mail

Могут ли русские, в свете сказанного, положиться на государство в деле сохранения и развития русского языка, национальных русских традиций, русской культуры, русской системы образования, русской науки? Никак нет.

Тотальный кризис русской культуры – итоговый результат долгой государственной политики – налицо.

Русский язык. Никто не сделал так много, как государство, располагавшее и располагающее центральными каналами теле- и радиовещания, чтобы испохабить великий русский язык, заштамповать его, засорить иностранщиной и жаргоном, опошлить, низвести до примитивного уровня «русско-русского разговорника», обслуживающего минимальные стандартные потребности не русского, а русскоязычного населения.

Гибнут, хиреют от недофинансирования многолетние проекты по сохранению и развитию русского языка, по подготовке уникальных русских словарей.

Как пример можно привести печальную судьбу уникального «Словаря русского языка XI-XVIIвеков», вынужденного снизить свой тираж до жалкой тысячи экземпляров и вообще застрявшего на полпути из-за нехватки бюджетных средств. А между тем древнерусский язык, чрезвычайно ёмкий, красочный, глубокий, должен быть в общих чертах знаком, понятен и близок каждому русскому человеку, ведь это наши корни, это язык наших предков. Пристойно ли современному молодому русскому человеку взять в руки русскую книгу, напечатанную каких-то триста лет назад, и не суметь прочесть её? Древние языки народов Земли полны сокровенных смыслов, это великое богатство. Недаром Израиль возродил и сделал своим государственным языком мёртвый язык иврит, оживил его – это свидетельство зрелого национального взгляда на вещи. Но нашему государству далеко до подобного отношения к древнерусскому (да и просто русскому) языку.

Русская культура. Опять-таки, вспомним сегодняшние электронные СМИ, определяющие погоду в области массовой культуры. Вот уж кто подлинно загнал русское художественное слово, русский театр, русскую оперу и балет, русскую музыку в резервации! Где русская классика – проза, поэзия, драма и комедия? Где музыка Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева, Глинки (от него, кажется, остался только гимн), Даргомыжского? Всё редуцировано, сведено к minimumminimorum. Скоро, того и гляди, дождемся адаптированных изданий «Войны и мира», «Капитанской дочки»… Насколько богаче были в этом отношении даже 1960-1970-е годы! Миллионные массы приобщались благодаря радио и телевидению к сокровищам именно русской национальной культуры, к нашему наследственному достоянию. А теперь?

Мы уж не говорим о состоянии наших музеев, долгими годами не получающих средств на закупку экспонатов. Или библиотек, даже таких крупных, как Ленинка или Историческая…

Да что говорить, когда судьба русской культуры отдана вместе с Министерством культуры России – Михаилу Швыдкому (коего никто не назовёт русским), с которым мы вели многолетнюю упорную «битву за трофеи». Недавно Швыдкой взял реванш, торжественно отдав немцам свыше ста рисунков старых мастеров (на сумму во многие миллионы долларов), якобы подаренных посольству Германии неким частным лицом при тёмных обстоятельствах… Никакой надежды на подъём русской культуры при этом министре у нас нет.

Русская школа.Она называется русской только по той причине, что преподавание в ней ведётся на русском языке. Но больше ничего русского в ней нет. Во что превратились программы по русской литературе (откуда, к примеру, исключили «Тараса Бульбу» Гоголя) и истории! Заметим, что издавна идет подмена: вместо истории своего народа русские дети изучают историю Государства Российского, что вовсе не одно и то же. Но качество даже этой учебной литературы давно вызывает справедливое возмущение родителей и русского ученого сообщества. А в ответ нам говорят, что поскольку у государства нет средств, мы должны быть благодарны за спонсорскую помощь таких «филантропов», как Джордж Сорос, финансирующих издание учебников гуманитарного профиля. Чему же удивляться, если в этих учебниках, скажем, исчезает из истории Великой Отечественной войны упоминание о Сталинградской битве!

Для сравнения: на Украине сегодня тоже пока ещё осталось некоторое количество так называемых «русских школ», где идёт преподавание на русском языке, но… по украинским «соросовским» учебникам (таковых уже выпущено свыше 90 наименований!). А в некоторых из этих учебников насчитывается, к примеру, четыре русско-украинских войны! И вообще разговор о «северном соседе» – России – ведётся в тоне геббельсовской пропаганды. («Тарас Бульба», конечно, тоже исключен.) Вот такую информацию получают русские дети на русском языке в «русских школах» Украины. Иначе как изощрённым этноцидом, манкуртизацией русских учеников это назвать нельзя.

Нас возмущает этот факт, когда мы говорим о соседнем государстве. А что делать, когда мы ту же манкуртизацию наблюдаем в самой России?

Правда, в Москве сегодня действуют три так называемых «русских школы», с углублённым изучением русского языка и истории. Для сравнения: еврейских школ в той же Москве более десяти, преподаватели и ученики там – только евреи. В «русских» же школах – пёстрый национальный состав как учеников, так и преподавателей, приём туда ведётся не по конкурсному, а по территориальному принципу, и вообще эти школы просто бьются за выживание. Да еще и ощущают себя ежедневно «под колпаком» бдительных инстанций.

А как прикажете мириться с тем фактом, что в вузах России, несмотря на падение коммунистического режима, до сих пор сохраняются квоты для национальных меньшинств и малых народов?! Ведь это попросту означает, что на местах, где могли бы учиться талантливые русские студенты, будут сидеть студенты других национальностей, которые нипочём не попали бы в вуз при честном конкурсе! А потом мы удивляемся, почему-де русские, до революции бывшие лидерами образованности в России, скатились на 16-е место по проценту лиц с высшим образованием, уступив на этой лестнице места народам, ещё недавно вовсе не имевшим письменности…

Русская наука:заботится ли о ней российское государство? На этот вопрос исчерпывающий и трагический ответ дает статистика эмиграции русских ученых и вообще интеллигенции за рубеж. Тут даже и комментировать нечего.

Итак, снова и снова повторим: русские сегодня существуют в России вполне автономно от российского государства. Как в политике, так и в культуре. Это факт.

У нас более чем достаточно оснований считать, что русским необходимо самим брать в руки дело русского образования, культуры и науки. А государство должно нам в этом деле помогать, а не мешать.

 
< Пред.   След. >


Свежие новости
© - Все права принадлежат их обладателям. 2006 - 2018
При полной или частичной перепечатке материалов сайта гиперссылка на sevastianov.ru обязательна.




Яндекс цитирования