13
Чт, авг

Реформы Александра Второго в оценке современников и потомков

Три юбилея

Два неразрывно связанных между собой юбилея – 150-летие со дня, когда император Александр Второй своим манифестом отменил крепостное право в России, и 130-летие со дня его убийства революционными террористами – заставляют задуматься о многом. Истекшие полтора века были настолько преисполнены роковых событий, берущих начало в феврале 1861 года, что многие оценки, глубоким слоем ила затянувшие наше сознание, прямо-таки взывают к пересмотру.

Повод к этому мне подала очередная коллекция расхожих штампов, опубликованная «ЛГ» в виде статьи писателя и экономиста Владимира Казарезова «Разрыв цепи» (№ 6-7, 2011, с. 3). Казарезов в своей оценке реформ солидаризировался с главным революционером того времени Александром Герценом, написавшим об Александре Втором: «Он боролся во имя человеческих прав, во имя сострадания, против хищной толпы закоснелых негодяев и сломил их! Этого ему ни народ русский, ни всемирная история не забудут… Мы приветствуем его именем Освободителя». А также с «прогрессивным» профессором-историком Василием Ключевским: «В продолжение столетий, предшествоваших 19 февраля 1861 г., у нас не было более важного акта; пройдут века, и не будет акта столь важного, который бы до такой степени определил собою направление самых разнообразных сфер нашей жизни». Таков, кстати, лейтмотив всех откликов на Великую Реформу.

Так-то оно так, трудно не согласиться: да, Александр Второй именно ради человеческих прав и сострадания, руководствуясь абстрактным гуманизмом, сломил все преграды и издал акт, определивший дальнейшую историю России. Это правда о царе лично.

Но где же тут объективная оценка самого акта, его последствий? Какой результат он возымел, к чему привел? В каком именно направлении развития толкнул царь Россию? Какие плоды мы пожали (и пожинаем до сих пор)?

Подробнее: Реформы Александра Второго в оценке современников и потомков

У истоков нового русского национализма

Беседа Александра Никитича Севастьянова с Николаем Александровичем Павловым

Александр Никитич: Думаю, мы можем начать с вами долгожданную, долго откладываемую беседу, которая давно должна была состояться и давно должна была быть опубликована. Потому что на сегодняшний день Вы живой хранитель интереснейшей исторической памяти, живая традиция русского движения. Вы оказались в русском движении раньше, чем я, и являетесь его активным участником, деятелем уже два с лишним десятилетия, если я правильно понимаю.

Николай Александрович: Ну, если считать строго хронологически, то за точку отсчета нужно взять год, наверное, 1987-й или 1988-й, потому что именно в это время в Тюмени начались процессы формирования этого движения на региональном уровне, и оно было конституировано в виде патриотического общества «Отечество». Я был членом совета этого общества.

А.Н.: Сколько ж вам было лет тогда? Лет 25?

Подробнее: У истоков нового русского национализма

Страх, ложь, глупость

Русский национализм воспитан русской культурой

Был бы ум бы у Лумумбы,
Так и Чомбе не при чем бы.
Советский фольклор

Календарь нового тысячелетия заставляет задуматься над сакральным значением цифры «11».

11 сентября 2001 года публичное наказание перед лицом всего мира претерпела многогрешная Америка. Она получила увесистую пощечину по всей своей наглой стеклобетонной морде. Никто из тех, кто видел, как бесстрашный самолет мягко входит в толщу небоскреба, символизирующего американское могущество, никогда не забудет этот невероятный, фантастический в своей реальности день. Мир вздрогнул, в нем проснулись скрытые надежды. Его орбита испытала крутой поворот, на мировой арене обнаружила себя новая историческая сила, заставляющая с собой считаться.

11 декабря 2010 года такую же пощечину по самоуверенной физиономии получил Кремль – событие, конечно, не столь грандиозного масштаба, но имеющее для судьбы нашей России не меньшее значение. Мы вновь стали свидетелями невиданного и неслыханного события. Наша новая историческая сила триумфально вышла на простор русской столицы, и это увидела вся Россия, об этом узнал весь мир.

Подробнее: Страх, ложь, глупость

Дворяне, декабристы, националисты

Возражения С.М. Сергееву и другим по поводу его статей

[даны в квадратных скобках после цитат]

Сим молитву деет, Хам пшеницу сеет,
Яфет власть имеет. Смерть всеми владеет.

Древнерусский духовный стих

Возражения по-крупному

– По сути, сословно-классовая идентичность отождествлялась дворянами с национальной. И это вполне естественно, трудно признать единоплеменников и сограждан в тех, кто и социально, и культурно не имеет с тобой практически ничего общего.

[Я профессионально занимался именно процессом сословного расслоения культуры в дворянской империи, в 18 веке. Расслоение, бесспорно, имело место, как и становление, говоря словами Ленина, двух культур в одной национальной культуре. Но картина намного сложнее, чем представленная Вами. Вы, на мой взгляд, очень сильно преувеличиваете и упрощаете.

Подробнее: Дворяне, декабристы, националисты

Русское подполье: год спустя

Автору спасибо огромное за статью, а также за то, что "снисходит"
до участия в обсуждении. Мужество, поистине, непоколебимое.
На мой взгляд, смысл в такого рода "разъяснительной работе" есть,
поскольку не ровен час – даже самая отпетая и интеллектуально
кастрированная тявкающая мразь, обильно представленная здесь в комментах,
прислушается к умному, грамотному слову и сделает правильные выводы.
Как говорится, капля камень точит не силой, но частотой падения...

Из комментов на АПН к моей статье «Русское подполье: реальность, миф, перспектива»

Полтора года тому назад я опубликовал на сайте АПН статью «Русское подполье: реальность, миф, перспектива», получившую широкий резонанс и собравшую много откликов. Моей задачей было привлечь внимание общественности и властей к новому политическому фактору – партизанскому движению русских националистов и попытаться раскрыть его корни, тенденции, потенциал. Начавшаяся полемика в той или иной форме продолжается до сих пор, подогреваемая все новыми участниками – как в виртуале, так и в жизни. Однако я не удовлетворен результатом: массового прозрения пока не наступило, а власть – от Кремля до районной милиции – просто откровенно тупит, не желая в упор видеть проблему и принимать адекватные решения. А поскольку вовсе не реагировать нельзя, то решения принимаются, увы, неадекватные. Настало время вновь вернуться к данной теме, поскольку развитие событий и идей настоятельно к тому призывает, время не терпит.

Подробнее: Русское подполье: год спустя

Предтеча и пророк русского национализма

К 150-летию Михаила Осиповича Меньшикова

(05.10.1859 – 20.09.1918)

7 октября в конференц-зале Российской Государственной библиотеки прошли Всероссийские Меньшиковские чтения, организованные совместно Общероссийским Движением Поддержки Флота (ДПФ) и библиотекой. Впервые столь высокоторжественное честование русского гения проходили в столице России, в самом ее центре близ Кремля, а не в городе Валдае, где жил знаменитый публицист. И этот факт соответствует не только торжественности момента – 150-летнему юбилею – но и необычайно возросшему за постсоветский период значению и авторитету великого русского националиста.

В торжествах приняли участие представители вузовских, научных, литературных кругов, представители ВМФ, морской пограничной охраны, морского (транспортного), речного, рыбопромыслового флотов, судостроительной и судоремонтной промышленности, Морской науки, журналисты центральных и региональных средств массовой информации, представители государственных и общественных структур, представители из Москвы, Петербурга, Московской, Владимирской, Костромской, Тверской, Смоленской, Тамбовской, Белгородской, Новгородской, Орловской, Брянской, Рязанской, Мурманской областей, Дагестана, других регионов страны, Крыма, Украины, Эстонии.

Подробнее: Предтеча и пророк русского национализма

Всенародно любимый диктатор

Г. Ф. Матвеев. Пилсудский. – М., Молодая гвардия, 2008. (Жизнь замечательных людей).

Юзеф Клеменс Пилсудский (1867-1935) – исторический герой, каких посылает небо своим возлюбленным народам в роковой час, когда решается их судьба. Преданные одной идее, горящие любовью к своему племени, живущие ради его блага, они пользуются, не упуская, всеми обстоятельствами, тому благу способствующими (среди которых едва ли не величайшие – их личные качества). И достигают торжества своих стремлений.

Так, Пилсудскому суждено было поставить точку в истории 150-летней несвободы Польши, ее несуществования как независимого государства. Поставив эту цель своей жизни в юном возрасте, он преследовал ее неутомимо и страстно, добился ее вопреки всему и потом еще пятнадцать лет наслаждался плодами своих рук. Позавидуешь!

Однако по ходу чтения мне бросилось в глаза крайне важное обстоятельство: Пилсудский, мягко говоря, не идеализировал свой возлюбленный народ, преданное служение которому составляло всю суть его жизни, без остатка. Вот несколько характерных высказываний будущего диктатора свободной Польши.

Подробнее: Всенародно любимый диктатор

Документы национального единения (К истории современного русского движения)

Предисловие публикатора

Мы начинаем знакомить читателя с русским движением современной России. Как и другие национальные движения – татарское, якутское, тувинское и др. – оно формально возникло на руинах интернационально-коммунистической утопии, хотя и до 1991 г. существовало в латентном (например, т. н. «Русская партия внутри КПСС») или превращенном (например, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) виде.

Борьбу с «русистами» Юрий Андропов, всесильный шеф КГБ, во многом определявший внутреннюю политику СССР, считал приоритетной задачей и ходу им не давал. По этой, в частности, причине формирование русского дискурса начала 1990-х проходило в антисоветском, антикоммунистическом ключе. Неудивительно, что русские организации брали себе за образец различных исторических противников Советской власти из тех, что были поближе, под рукой. Для одних идеалом оказались православно-монархические организации типа Союза Михаила Архангела, для других – немецкий национал-социализм.

Но игра в персонажей, однажды уже потерпевших историческое поражение, не может иметь успеха. Обратившись к прошлому, такие лидеры русского движения, как Д. Д. Васильев, А. Г. Стерлигов, А. П. Баркашев и т. п., лишали себя и своих товарищей исторической перспективы. Среди передовых и ответственных слоев общества, определяющих направление развития страны, нашлось мало желающих повторно вляпаться в ту же, давно протекшую мимо, реку.

Подробнее: Документы национального единения (К истории современного русского движения)

Диалектика социального и национального (К постановке вопроса)

Оси координат и полюса солидарности человека и человечества

За редким исключением единичных отшельников, человеческое Я с самого рождения и до смерти принадлежит к неким МЫ. И живет по писаным и неписаным законам этих МЫ, получая от них взамен ту или иную поддержку, те или иные гарантии. Различные МЫ диктуют человеку ту или иную общеобязательную модель поведения, внушают ему некий поведенческий императив. Одно дело – клан, тейп, другое дело – производственная бригада, третье – банда, мафия, четвёртое – воинская часть, пятое – религиозная община… У каждого из этих больших или малых МЫ есть устав, который необходимо соблюдать, если не хочешь расстаться с данным МЫ.

Однако всё дело в том, что МЫ бывают не только разными, но и взаимоисключающими. И в таких случаях человек встаёт перед выбором, иногда мучительным: какому МЫ принадлежать. Среди прочих есть даже пара таких МЫ, которые делают этот выбор неизбежным, экзистенциальным. Особенность именно этих МЫ в том, что они оба изначально соприродны современному человеку, который принадлежит к ним как бы поневоле, по факту рождения. При этом Я впитывает определённые установки солидарности, что называется, с молоком матери.

Подробнее: Диалектика социального и национального (К постановке вопроса)

Ответы на вопросы для Интернет портала «Патриот Поморья» с сайта TV29.RU

1. Гость: Уважаемый Александр Никитич,

То что страна сегодня погрязла в чиновничьем беспределе, что чиновники и работники правоохранительных органов (даже уличённые в преступлениях) уходят от ответственности (даже после шума поднятого в интернете) видно даже на примере местных новостей этого сайта. Верите ли Вы в заявления нашего правительства о том, что в стране в скором будущее восторжествует закон (который для всех один)?

Ответ: В России никогда не будет торжествовать закон, это не та страна. Мы не любим, не хотим и не можем жить по закону. Это имеет свои плюсы и минусы, но мы миримся с всеобщим беззаконием, лишь бы самим не выполнять законы скрупулезно. Мы ценим справедливость, но она далеко не всегда согласуется с законом. И управлять русскими с помощью законов не получится никогда, а равно с помощью денег, управлять нами можно только страхом, как Сталин. А неуправляемая русская жизнь чрезмерно страдает от всеобщего произвола сверху и снизу.

Куда, какими темпами, движется, по-Вашему, страна?

Подробнее: Ответы на вопросы для Интернет портала «Патриот Поморья» с сайта TV29.RU

Хомяковщина

25 марта на сайте с претенциозным названием «Академия национальной победы» (АНП) было размещено «Заявление КНС РРО по поводу соглашателей и о государственной измене» – очередное откровение беглого профессора Петра Михайловича Хомякова[1]. Беда не в том, что профессор беглый – из путинской России бегут порой и вполне порядочные люди – а в том, что вранья в его сочинении многовато. Уже не в первый раз пытается профессор свести со мною счеты за фундаментальную критику его вершинного теоретического сочинения «Программа НОРНА». Только сводит их, почему-то, не на почве идей, а по принципу «автор гад и все его слова гадские». На такую «антикритику» можно бы и промолчать. Однако теоретические разногласия (а речь идет о вещах очень серьезных) все равно выходят на поверхность брани, и они слишком велики и принципиальны, чтобы уходить от ответа.

Видит Бог, я всегда воздерживался от перехода на личности, предпочитая полемику по существу. Постараюсь и в данном ответе сохранить этот стиль. Но кое о чем из личной биографии моего оппонента вспомнить придется – для читателей, чтобы понятнее было, с кем дело имеем.

Что же так возмутило и встревожило «русского р-р-радикального оппозиционера»? Бурвестника нашего времени? А вот:

Подробнее: Хомяковщина

Выступление при обсуждении книги «Русскому об Азербайджане и азербайджанцах»

Выступление при обсуждении книги А. Б. Горянина и А. Н. Севастьянова «Русскому об Азербайджане и азербайджанцах» на заседании экспертного клуба «Русский интерес»

Здравствуйте, дорогие друзья и коллеги!

Такой книги, как та, что мы сегодня обсуждаем, от меня вряд ли кто когда ожидал. Тем не менее я ее написал по внутренней необходимости, совершенно органично. Она вызревала давно, потому что основная, самая главная идея – о необходимости в данный исторический момент русско-мусульманского стратегического союза – зародилась у меня не вчера. Это идейный стержень книги.

Но на этот стержень постепенно нанизывались и другие соображения, детализирующие проект. Поэтому книга получилась многослойная и многоцелевая. Я скажу здесь о главных целях и, соответственно, о главных моих мотивах написания книги.

1. Первый и главный мотив имеет международно-политический характер. Его рассмотрение требует от нас подняться на глобальный уровень проблемы.

Для меня Россия есть государственно-историческая ипостась русского народа. Это форма, основным содержанием которой являтся русский народ.

Подробнее: Выступление при обсуждении книги «Русскому об Азербайджане и азербайджанцах»

Еще статьи...

Яндекс.Метрика