Sidebar

28
Вс, фев

Помни, не забывай

Идеология Русского Национализма

Книга «Что значит быть русским сегодня? Сочинения старшеклассников – участников конкурса, проведенного в марте-июле 2003 года» (М., Московский гуманитарный университет, 2005) столь же уникальна сама по себе, как и история ее создания .

Изданная к очередному Всемирному русскому собору, книга была преподнесена Патриарху Алексию Второму, который, прочтя ее, счел нужным поблагодарить ректора МосГУ Игоря Михайловича Ильинского теплым письмом от 4 марта 2005 года, в котором есть знаменательные слова:

«Много вокруг говорится о бездуховности молодого поколения россиян, его уходе в бизнес, в заботы о материальном достатке. Голос тех, кто поддерживает своими силами духовное единство народа, кто чувствует призвание служить Отечеству и Православию, кто не на словах, а на деле проявляет любовь к ближнему своему, милосердие, добродетельность, нередко заглушен, не слышен, не замечен. Тот, кто прочтет эту книгу, убедится, как значимы ценности патриотизма для молодых россиян. Отрадно сознавать, что думы о русском народе, вера в его высокую миссию и стремление служить Отечеству наполняют сердца и умы нашей молодежи. Выражаю надежду, что мысли юношества о судьбах русского народа будут услышаны всеми, кому дорога Россия. Издание книги, что представила нашу молодежь думающей, совестливой, радеющей о благе народа, – благородное дело. И да сопутствует организаторам издания и молодым авторам в деле этом помощь Божия!»

Не все, однако, отреагировали на русские юношеские думы так же радостно и позитивно, как Патриарх Московский и Всея Руси.

«Расизм с доставкой на дом», – охарактеризовала эту инициативу газета «Московские Новости». «Нацисты рвутся в систему образования!» – пресс-конференцией с таким названием разразилась руководитель фонда «Холокост» Алла Гербер.

Не прочитавшие ни одного из конкурсных сочинений, в глаза даже не видавшие их, эти деятели умудрились усмотреть в работах школьников и нацизм, и расизм, и фашизм, и вообще все самое скверное. Это тем более удивительно, что в 1996 году аналогичный конкурс с названием «Что значит быть евреем сегодня?» провели к всеобщему удовлетворению еврейские организации. И это никого не смутило.

Какова же история этого необычного издания, вызвавшего столь противоречивую читательскую реакцию?

В апреле 2003 года в «Учительской газете» было объявлено, что ряд общественных организаций и государственных учреждений, среди которых Комитет по культуре и туризму Государственной Думы России, Федеральная русская национально-культурная автономия России, Русский клуб искусства и культуры, Русский интеллектуальный клуб, Лига защиты национального достояния и «Национальная газета», а также Региональный общественный фонд содействия русской культуре «Русский Фонд» учредили конкурс на лучшее сочинение на тему «Что значит быть русским сегодня».

Высокий уровень поддержки (комитет Госдумы принимал специальное решение) и репутация учредителей придали конкурсу необходимый уровень респектабельности.

Информационную поддержку конкурсу оказала и «Литературная газета».

Призы были назначены «недетские»: 1-е место – 60 тыс. руб., 2-е – 30 тыс. руб., 3-е – 15 тыс. руб. По замыслу учредителей, этот фактор должен был заставить отнестись конкурсантов с максимальной серьёзностью к заданию, а также активизировать широкий круг помощников и сочувствующих – от директоров школ и учителей до родителей, близких родственников, друзей и знакомых.

К каким последствиям привела эта инициатива и какие выводы позволяет сделать этот социальный эксперимент?

Конкурса с такой темой не было в нашей стране, как бы она ни называлась, никогда прежде. Ни в царской России – тогда ответ считался как бы сам собою разумеющимся. Ни, тем более, в СССР – с его засилием официального интернационализма, с ожесточенным перековыванием русских, татар, грузин и всех прочих – в «советских».

Сверхзадача, которую ставили учредители конкурса, кристалльно ясна: в условиях тотальной денационализации русского народа, которой он подвергается уже столетиями (а особенно жестоко, изуверски и последовательно – в ХХ-XXI вв.), предложить молодому поколению русских людей задуматься: а кто мы, собственно, есть? И что это значит, «быть русским», – в первую очередь, для нас самих, но и для других тоже? И подключить к решению этих непростых задачек максимальное количество взрослых, которым давно не мешало бы подумать о своем национальном самостоянии.

Хотелось и прозондировать ситуацию: насколько вообще способна современная молодежь осмыслить и «поднять» проблему подобной «тяжести». Не безнадежное ли это дело – будировать в новом поколении национальный вопрос?

В ходе конкурса удалось вовлечь в работу над данной важнейшей темой весьма значительное количество юношей и девушек, и даже школьных коллективов. Всего в адрес комиссии поступило 601 сочинение из 60 регионов России, а также из Казахстана, Литвы, Молдавии и Украины. Работы приходили из множества городов, сел и деревень, названия которых были в диковинку, звучали таинственно и экзотически. Причем зачастую сочинения, присланные из самой что ни на есть глубинки, оказывались на удивление зрелыми, умными, благородными!

История уже запустила механизм нашего национального пробуждения, и это ярко отразилось в присланных работах. Несмотря на определенное засилие известных расхожих представлений («умом Россию не понять», «быть русским – значит быть патриотом, независимо от национального происхождения», «быть русским – значит быть православным», «быть русским – значит быть человеком русской культуры, мыслящим по-русски» и т.д.), комиссия убедилась: русские дети пробиваются к истинному и современному осознанию собственной национальной идентичности – важнейшему из определенных человеку в его жизни качеств.

Найти себя и быть собой – вот две самые важные жизненные задачи, стоящие перед каждым человеком. Участники конкурса решили по крайней мере одну из них…

Попутно, кстати, полностью развеялся миф о том, что-де «чистых русских в России не осталось», а те, что остались, дефективны. По условиям конкурса, претенденты выслали вместе с работой – фотографию и свидетельство о рождении. И что же? Абсолютное большинство присланных на конкурс работ (а из лучших – практически все) написано молодыми людьми, оба родителя у которых – русские. Факт, имеющий серьезное социологическое значение.

Весь массив сочинений передан в Московский гуманитарный университет для проведения социологических анализов, в результатах чего могут быть заинтересованы многообразные российские инстанции вплоть до президента страны.

Редколлегия «Русского вопроса» рассчитывает постепенно познакомить читателей с наиболее интересными работами.

Пока же, ввиду очевидной общественной значимости мероприятия, мы обращаемся к инициативным людям на местах с предложением проводить подобные конкурсы в регионах и даже отдельных городах. Для этого надо немного: собрать призовой фонд, найти достойных учредителей и прочитать статью из Гражданского кодекса, регламентирующую организацию конкурсов.

Успехов, друзья!

Яндекс.Метрика