Sidebar

27
Сб, фев

Вячеслав Клыков. Юбилей

Персоны

«Клы́ков – русская фамилия», – гласит статья в Википедии. Удачнее не скажешь в данном случае, применительно к знаменитому скульптору, чей день рождения мы отмечаем 19 октября.

Описывая жизненный путь этого замечательного сына русского народа, невольно на ум снова и снова приходит лишь одно слово: «служение».

Клыков всю жизнь свою посвятил служению самому высокому идеалу, какой только был в его душе: своей стране России, своему народу – русским.

Он служил им не только своим творчеством, но и своей мыслью, словом, своей многообразной общественной деятельностью.

Он был человеком многогранным, разносторонним. Не все те, кто знает его только как скульптора, имеют представление о других сторонах его жизненного подвига.

* * *

Клыков Вячеслав Михайлович (19.10.1939 – 02.06.2006), русский скульптор и общественный деятель, происходит из семьи крестьян. Он родился в селе Мармыжи Советского р-на Курской области.

Путь деревенского мальчика в большое искусство был непрост. Вначале, после окончания средней школы, он учился в Курском строительном техникуме, потом работал на производстве. В 1960 поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился 2 года.

Поверив в свои силы, юноша приехал в столицу и поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института имени Василия Сурикова, который окончил в 1968, получив специальность скульптора-монументалиста.

С этого времени Клыков завоевывает мировую известность, регулярно участвовуя в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках. С 1969 он уже член Союза художников СССР. Его работы выставляются в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Ленинграде и др. картинных галереях и музеях страны. Скульптура бога торговцев Меркурия украшает площадку перед зданием Центра международной торговли…

Но и далеко за пределами России стоят созданные им бронзовые и каменные изваяния: св. Николаю Чудотворцу в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, А.С. Пушкину в Тирасполе (Приднестровье), русским воинам в Пирее (Греция).

Вячеслав Клыков – прямой продолжатель лучших русских традиций в своем деле. Как по форме (он реалист, чуждый модернистских вымученных новаций), так и по содержанию.

В 20 веке искусство скульптуры нередко оказывается связано с различными модернистскими течениями и формалистическими экспериментами кубизма (А. П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. Габо, А. Певзнер), сюрреализма (Х. Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А. Колдер) и т.п. Однако Вячеслав Михайлович Клыков счастливо избежал всякого влияния названных течений, порывающих с национальными реалистическими традициями, и остался верен принципам классического русского искусства, верно отображающего действительность, создающего гуманистические образы. Он продолжил, развил и перенес в наши дни лучшие достижения таких мастеров скульптуры, как С.Д. Меркуров, М.Г. Манизер, А. Андреев, А.С. Голубкина, И.Д. Шадр, В. И. Мухина, Е. В. Вучетич и др.

Его любимые герои – святые и воины Великой Руси, России. Его творческая сверхзадача – прославление замечательных сынов и дочерей нашей Родины на всех ее необъятных просторах, да и за их пределами.

Созданные Клыковым памятники и скульптурные изображения украшают площади многих городов и поселений России, наиболее известны из них: святому равноапостольному великому князю Владимиру в Белгороде и Херсонесе, святой равноапостольной Ольге во Пскове, преподобному Илье Муромцу в Муроме, святому великому князю Александру Невскому в Курске, святой мученице великой княгине Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве, святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в Москве, преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже, преподобному Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, протопопу Аввакумуи др.

Чтил и прославлял скульптор Клыков и великих русских поэтов и писателей: Пушкина, Батюшкова (в Вологде), Рубцова (в Тотьме), Бунина (в Орле), Хлебникова (в деревне Ручьи)…

Особо следует отметить памятник Петру Первому, великому преобразователю России.

Есть и групповые монументы, к примеру, памятник Победы на Прохоровском поле. Это уникальное сооружение, на котором стоит остановиться подробнее.

Памятник представляет собой необычную звонницу, увенчанную солнцем, на коем высится фигура Богородицы, покровительствующей России.

Четыре пилона Звонницы включают 24 горельефа с многочисленными композициями, насчитывающими до 130 образов.

Первый пилон «Начало войны» обращен, естественно, на Запад, источник беды. Здесь несколько рядов образов, тематически продолжающих общую тему: защита Отечества от врагов, «Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших», «Святые воины», «Поединок», где солдат-пехотинец поверг в рукопашном бою вражеского захватчика. Далее – ряд «Герои фронта и тыла», представленные скульптурами: «Связист», «Пехотинец», «Сапер». С правой стороны показана армия захватчиков; в левой части изображена семья, оставшаяся без ушедшего на фронт кормильца. Пилон, обращенный на север, в сторону Курской области, воплотил Курскую Коренную Чудотворную икону Божией Матери, которая является заступницей Руси еще со времен монголо-татарского нашествия.

Ниже горельеф «Атака». На переднем плане горельефа изображен командир, поднимающий солдат в атаку. Воодушевленные его порывом, они слились в одно целое за его спиной, сметая на пути врага. Их поддерживает артиллерия, танки, авиация. Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Санитарка», «Рабочий», «Железнодорожник». Девушка-санитарка держит в руках бинт, готовый к перевязке раненого; рабочий-подросток стоит на ящике около металлообрабатывающего станка; железнодорожник в рабочей форме держит в правой руке сигнальные флажки, в левой – железнодорожный молоток. Горельеф «Объявление войны в городе»: на переднем плане мужчины и женщины разных возрастов слушают обращение по радио.

Восточный пилон венчает горельеф «Святая Троица» по иконе Андрея Рублева. Ниже идет ряд «Святые великомученики», еще ниже «Святые воины»: скульптуры преподобного великомученика Осляби, святого мученика князя Бориса, святого благоверного князя Дмитрия Донского, святого благоверного князя Александра Невского. Горельеф «Возвращение» изображает сцену возвращения жителей домой после изгнания оккупантов с нашей земли, начало обустройства жизни на развалинах домов. Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Крестьянка», «Партизан», «Сталевар».

Сочетание воинского и духовного подвига – вот что обладало для Клыкова вечной притягательностью в искусстве. Прославлению воинов и святых он посвятил всю свою творческую жизнь.

Одна из последних замечательных работ скульптора посвящена также величайшему из русских полководцев и героев, однако дохристианской Руси – киевскому князю Святославу Игоревичу, разгромившему и навсегда покончившему с Хазарским каганатом. Скульптура стоит на землях Белгородчины, куда когда-то простиралась власть хищного каганата, уживаться с которым Киевская Русь не могла и не хотела.

Наконец, к числу славнейших произведений Клыкова принадлежит памятник великому полководцу постхристианской Руси – Георгию Жукову в Москве.

Что ж, эпохи и религии сменяли одна другую – язычество, христианство, коммунизм, потом вновь христианство – а задачи собирания земель, защиты России и русского народа оставались неизменными, вечными.

* * *

За свои труды Вячеслав Клыков был удостоен многих наград и званий. Он – лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), обладатель золотой медали (Гран-при) на международной выставке «Квардиеннале» в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный художник России.

Однако не всегда путь художника был усыпан розами. Бывало и так, что утверждение, воплощение его творческих замыслов требовало огромной настойчивости и даже подлинной борьбы – когда с косной администрацией того или иного региона, а когда и с противодействием невежественной толпы или иных, порой закулисных сил.

Клыков не скрывал своих православно-монархических убеждений, он не случайно был создателем и главой Всероссийского Соборного Движения (ВСД), организованного в 1995. Цель ВСД – восстановление законной российской государственности, каковой является Православная Самодержавная Монархия. Движение активно выступало за прославление Николая Второго Александровича. В связи с чем Клыков создал памятник умученному русскому царю, который первоначально планировалось установить в Москве. Однако добиться разрешения на это у московских властей не получилось, и в мае 1996 года, в ознаменование 100-летия со дня коронации Николая, памятник был установлен в селе Тайнинском Московской области, близ Мытищ. На постаменте памятника скульптор разместил слова: «Русский Народ с покаянием».

Но не тут-то было! Русский народ такого покаяния на свой счет не принял. Памятник не простоял и года, как был взорван членами подпольной революционной организации «Реввоенсовет».

Тогда Клыков с присущим ему упорством в ноябре 1998 года восстановил в гипсе памятник в Подольске. Однако зимой того же года и этот монумент был взорван.

Русский народ упорно не хотел ни прославлять царя, не удержавшего вверенную ему страну от катастрофы, ни брать на себя ответственность за его убиение!

Тогда Клыков вновь, уже на собственные средства свои и друзей, отливает третий памятник своему излюбленному герою – и с 20 августа 2000 года он по сю пору стоит в подмосковном селе Тайнинском, на месте царского путевого дворца. На этот раз Клыков приурочил церемонию ко дню канонизации царской семьи, так что теперь в лице царя прославлен святой. На которого, будем надеяться, уже не поднимется ничья дерзкая рука.

Если с таким трудом православно-монархическая идея воплощалась даже в ельцинской, перестроечной России, то что же говорить о России прежней, коммунистической, советской! Однако Клыков не только всегда оставался верен своим убеждениям, но и в любые времена умел их отстаивать. Памятником чему является история с прославлением величайшего русского святого Сергия Радонежского.

* * *

В сентябре 1987 Вячеслав Клыков, вместе с помогавшим ему художником Игорем Сычевым руководил попыткой установить памятник Сергию Радонежскому (воей работы в селе Городок (Радонеж) под Троице-Сергиевой лаврой.

Дерзость этого проекта бросалась в глаза, была вызывающей. Ведь впервые с 1917 образцом для поклонения становилось духовное лицо, монах.

И вот в центральной прессе по указанию главного партийного идеолога, члена политбюро ЦК КПСС Александра Николаевича Яковлева развернулась отвратительная кампания по очернению как самого Сергия Радонежского, так и Клыкова со товарищи. 18-го сентября 1987 года в программе «Время» диктор Виктор Пряхин обрушился на «безответственных религиозных экстремистов», «черносотенцев», «мракобесов», «обскурантов» и «клерикалов», которые вознамерились установить «в обход советских законов» памятник такому же «церковному мракобесу Сергию Радонежскому», «попирая нормы советского права» и «социалистической морали».

В тот же день столичное радио передало информацию о том, что предстоящее открытие памятника «религиозному черносотенцу» Сергию Радонежскому является «незаконным антисоветским актом» и категорически запрещено властями. Москвичам было рекомендовано «не ездить в опасную зону», расположенную в районе села Городок.

Несколько партийных газет также опубликовали статьи в тех же ругательных тонах о запрещении открытия памятника.

Понятно, что после такой рекламы массы народа устремились в указанном направлении. Но в ночь с 19-го на 20-е сентября 1987 г. все шоссейные магистрали на пути в Городок были плотно перекрыты кордонами, заслонами и постами. И когда утром 20-го сентября скульптор Клыков и несколько его помощников повезли на грузовой машине памятник Сергию Радонежскому к месту намечавшегося торжественного открытия, то на Ярославском шоссе машину с памятником остановила сводная группа офицеров милиции и КГБ, направленная из Москвы для проведения спецоперации по задержанию «Объекта». Одних полковников было пять человек. Самые младшие чины – не ниже капитана.

«Объект» был блокирован и плотно оцеплен, после чего сотрудники КГБ потребовали добровольно выдать им скульптуру «известного черносотенца» и «врага советской власти Радонежского», «расстрелянного в 1937 году за антисоветскую деятельность».

Да-да! Именно с такими формулировочками!

После чего Вячеслав Клыков и его помощники были арестованы, а потом под надежным конвоем (сопровождаемые целым эскортом милицейских машин) возвращены обратно в Москву и заключены под домашний арест. Машина же со скульптурой Сергия Радонежского была конфискована. Между офицерами милиции и КГБ возник спор: кто из них должен забрать и определить на спецхранение захваченный «Объект». Никто не хотел брать на себя ответственность в таком грязном деле. «Чекисты» требовали, чтобы МВД забирало машину со скульптурой к себе – якобы в КГБ нет места и условий для их содержания. Милицейские чины, в свою очередь, категорически отказывались, мотивируя это тем, что операцией руководит КГБ – вот пусть оно и разбирается с «Объектом».

Тем временем десятки самостоятельных групп, бежавших от патрулей лесными и полевыми тропами, выходили к шоссе по которому шла организованная колонна. Сотни людей стали массово вливаться в основную колонну прямо на марше. За счет новоприбывших ее численность во время шествия (от Абрамцево до Городка) возросла до 3-х тысяч.

Бетонный мост через Пажу был перекрыт автомашинами и рядами милиции – позади них была видна большая группа сотрудников КГБ.

Но тут над колонной взметнулось два красных знамени, пронесенных с собою гвардии полковником Левшовым. Кто-то поднял хоругвь с изображением Георгия Победоносца. В первом ряду художник Сычев, монах Гермоген и их соратники – православные патриоты – закричали «Ура-а-а!». Боевой русский клич был подхвачен тысячами глоток. Люди бросились с голыми руками в атаку на мост: милицейские цепи оказались прорваны, рассеяны и отброшены за речку Пажу. Была преодолена последняя преграда и ликующая колонна под пение «Варяга» с развевающимися знаменами вышла к Городку.

На митинге художник Игорь Сычев и гвардии полковник Ерофей Левшов призвали присутствующих дать клятву, что памятник Сергию Радонежскому будет стоять в Городке во что бы то ни стало. Тысячи людей хором скандируют: «Клянемся, Клянемся, Клянемся!!!».

Ситуация недопустимо накалилась. На холм начали прибывать высокопоставленные чиновники и партийные функционеры из Москвы, а с ними – тут как тут! – оказались и несколько десятков корреспондентов информационных агентств и телевидения Франции, Германии, Италии, Испании, Англии, США... Скандал!!!

Официальные лица стали клятвенно заверять, что Политбюро ЦК КПСС пошло навстречу просьбам трудящихся и приняло официальное решение об установке памятника. Но люди уже не верили партийным бонзам. И тут в Городок прибыли представители Московской Патриархии, а с ними вместе и сам скульптор Вячеслав Клыков, освобожденный из-под домашнего ареста по личному ходатайству Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Клыков сообщил, что Святейший Патриарх Пимен поддерживает инициативу православных граждан и открытие памятника Сергию Радонежскому состоится в мае 1988 года – в честь тысячелетия крещения Руси.

Так и случилось. При огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций памятник был открыт 29 мая 1988. Антирусские силы были посрамлены, потерпели сокрушительное поражение в этой драматической истории.

* * *

Как ни странно, аналогичная история едва не повторилась уже гораздо позже, в 2000-е годы, на новом историческом витке. На этот раз вокруг фигуры великого русского воина, защитника Русской земли, киевского князя Святослава Игоревича. Памятник внушительный, тринадцатиметровый (6,5 м постамент и 6,5 м скульптура). Это был последний памятник в жизни Клыкова, своего рода политическое завещание художника. Он должен был украсить одну из площадей областного города Белгорода, но…

… вместо этого памятник установили в селе Холки Чернянского района близ Холковского монастыря. Одно время судьба монумента вообще была под угрозой. Однако он был все же возведен несмотря на активную кампанию противодействия еврейских организаций, которые встали на защиту Хазарского каганата как государства с иудейской религией.

Дело в том, что Вячеслав Клыков изобразил князя верхом на коне, попирающим копытами хазарского воина, на щите кторого изображена звезда Давида. Немедленно генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАК) Михаил Членов назвал установление памятника «безобразием» и «антисемитской провокацией». «Иного мнения быть не может, – посчитал лидер ЕАК. – На памятнике изображен князь Святослав, топчущий конем еврейский национальный символ – щит Давида».

В духе критики Членова газета «Московский комсомолец в Белгороде» (14-21 декабря 2005 г.) в статье «Неокретинизм» пыталась накануне открытия памятника очернить и его автора, и белгородскую администрацию (губернатора Савченко), позволившую установку «антисемитского» монумента.

Вячеслав Михайлович на это ответил: «Я привык к злобным выпадам против меня и моего творчества либеральных еврейских столичных СМИ и давно не обращаю внимания на их вопли и стенания о моем "национализме, фашизме, шовинизме, антисемитизме", ибо за всеми этими инсинуациями нет сколько-нибудь серьезного художественного или исторического анализа, но налицо дешевый еврейский гевалт, призванный нагнетать истерию в обществе якобы нарастающего "русского фашизма"...

Мне глубоко противны принципы той демократии, при которых вам можно хулить, ерничать, извращать факты русской истории, а нам нельзя защищать свою историю, говорить правду о ней в угоду вам. Чуть русский человек после восьмидесятилетней иудо-большевистской идеологии, насквозь лживой и химерической отравы для "советских людей", стал прозревать, вы тут же наклеиваете ему ярлык фашиста, шовиниста, антисемита. Ныне ваши шулерские ярлыки и двойные стандарты не пройдут…»

Скульптор Клыков взывал к исторической правде, и только к правде: «В 965 году (1040 лет назад) Великий князь Киевский Святослав Храбрый разгромил Хазарский каганат – паразитическое государство, занимавшую обширную территорию в низовьях Волги. Хазарский каганат к этому времени представлял иудейское государство, исповедующее талмуд. Археологические раскопки, произведенные на территории бывшей Хазарии, свидетельствуют о наличии государственной символики в виде шестиконечной звезды... Если в поверженном хазарском воине – символе разгромленной Хазарии я как автор изобразил на щите, как украшение его, шестиконечную звезду, то претензии, господа евреи, не ко мне, а к иудо-хазарскому государству Х века. И Великий князь Киевский Святослав Храбрый в 965 году разгромил именно иудейскую Хазарию»...

Казалось бы, что тут можно возразить? Действительно, «звезда Давида» символизировала некогда Хазарию, как в ХХ веке свастика – Германию. Что же теперь, запретить памятник советскому солдату в Трептов-парке или маршалу Жукову в Москве на том основании, что они попирают этот древний символ?

Но тем не менее, могендовид (шестиконечная звезда) на щите поверженного хазарина был в итоге стыдливо закрыт металлической нашлепкой на саморезах. Памятник (и замысел художника!) оказался варварски обезображен в угоду сильным мира сего…

* * *

Казалось бы, где искусство – а где политика. «Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв…» А вот поди ж ты! Трижды в жизни великого скульптора его творческий подвиг оказался сопряжен с подвигом гражданским…

Никак не получается у художника в наши дни быть вне политики! Культурная жизнь у нас в России так тесно порой переплетается с жизнью политической!

Не потому ли Вячеслав Клыков, защищая свои убеждения, постоянно оказывался в гуще политических событий, вел активную борьбу, не чурался бурной общественной деятельности?

Вот краткий «послужной список» Вячеслава Клыкова как общественного деятеля:

В 1985-87 годы Клыков был членом Патриотического объединения «Память», принимал участие в знаменитом митинге «Памяти» на Манежной площади 6 мая 1987, закончившемся встречей с Ельциным.

В марте 1990 года он года баллотировался в народные депутаты РСФСР (Москворецкий округ N 35) при поддержке Блока общественно-патриотических организаций, но проиграл демократу Льву Пономареву.

С 1990 Клыков является президентом Международного фонда Славянской письменности и культуры; фонд стал учредителем газеты «Русский вестник». Фондом проведено множество симпозиумов и конференций. В 1992 был проведен международный конгресс славянских культур. Впервые через все славянские страны был пронесен благодатный огонь от Гроба Господня и установлен в нише цоколя памятника Кириллу и Мефодию, который был подарен скульптором Москве. По инициативе фонда площадь Ногина была переименована в Славянскую, а праздник славянской письменности и культуры стал государственным, и география его расширилась практически на всю Россию. Ныне 24 мая – День славянской письменности – празднуется во всех городах и весях.

1-2 июля 2001 по инициативе фонда в Москве в помещении Малого театра прошел съезд триединого Русского Народа, в работе которого приняли участие весьма представительные делегации России, Украины и Белоруссии, а также представители славянской общественности Приднестровья, Средней Азии и Югославии. Всего собралось более тысячи человек.

Здесь следует ненадолго прерваться и напомнить, что сам Клыков был рьяным поборником объединения триединого Русского Народа в единое государство, заявляя: «Наша задача – сделать все возможное, чтобы объединение свершилось как можно быстрее. Это важно для славян: и для украинцев, и для русских, и для белорусов. Мы не можем друг без друга жить. Наша история это доказывает. А процессы разъединения инспирируются врагами славян, врагами России».

Нетрудно догадаться, какими бы словами заклеймил он нынешнее бандеровское правительство Украины, нынешний продавшийся Западу, предавший славянское единство Киев.

Но продолжим…

8 февраля 1992 Клыков был избран в состав Центральной Думы Российского Народного Собрания.

В ноябре 1993 провел учредительный съезд Славянского Экономического союза (СЭК), избран его президентом.

С конца 1993 – член Совета Российского Земского движения, с декабря 1996 – член президиума и сопредседатель РЗД.

В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении "Держава" Александра Руцкого. Вышел из "Державы" в августе 1995 вслед за Аксючицем и Ко.

На учредительном съезде Народно-Патриотического союза России (НПСР) 7 августа 1996 был избран членом Координационного Совета НПСР и членом Президиума КС НПСР.

С октября 1996 – Глава Всероссийсского Соборного Движения, выдвигающего своей целью путем созыва Всероссийского Земского Собора "восстановить Государственный Закон, разрушенный в феврале 1917 года международной кучкой террористов-заговорщиков".

25-27 октября 1996 провел в Новочеркасске Донский Земский Собор – первый из территориальных земских соборов, 1 марта 1997 – Курский Земский Собор (второй по времени создания).

На II съезде НПСР 27 ноября 1998 избран одним из 8-ми сопредседателей НПСР.

В мае 1999 избран сопредседателем Славянского союза России (председатель – Анатолий Дувалов, 2 других сопредседателя – Виталий Журавлев, Валерий Иванов).

22 октябре 2000 неудачно баллотировлася на пост губернатора Курской области: 6-е место из 8-ми.

В январе 2003 г. подписал "Обращение деятелей науки и культуры по поводу событий 18 января в Музее Сахарова".

В ноябре 2004 возглавил Координационный комитет по возрождению Союза Русского Народа (СРН) – крупнейшей народной русской организации охранительного толка начала XX века (о ней наша программа «Русский вопрос» делала отдельную передачу).

21 ноября 2005, в столетнюю годовщину Союза Русского Народа, провел восстановительный съезд СРН. Избран председателем Высшего Совета СРН.

В январе 2005 г. подписал «Письмо Пятисот», в котором представители русской общественности обратились к генеральному прокурору с требованием закрытия «всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских».

В конце марта 2006 подписал обращение группы национал-патриотических деятелей, связанных с Международным фондом славянской письменности и культуры, к генпрокурору, директору ФСБ, министру внутренних дел, спикерам обеих палат и др. с требованием лишить раввина Берл Лазара российского гражданства, «а его религию статуса "традиционной"».

Дальнейшее восхождение Вячеслава Клыкова на политический Олимп России было прервано его безвременной кончиной. Теперь этот путь продолжит светлый образ художника и гражданина, оставшийся в памяти русского народа.

Яндекс.Метрика