19
Пт, июль

Доброе слово и кошке приятно

Третьяков Виталий обо мне. 27.05.2019

Уникальная книга «Российское искусство Новейшего времени»

Дорогие друзья, коллеги, читатели!

Из печати вышла моя новая книга: «Российское искусство Новейшего времени». В ней свыше 500 страниц большого формата, твердый переплет. Тираж очень маленький: 100 экземпляров. Из них половина, как минимум, уйдет в бесплатную раздачу самым видным деятелям искусств, искусствоведам и историкам. Поэтому цена книги высокая – 2000 руб., как было и у «Основ этнополитики», тираж которых уже распродан. Тем не менее, я рекомендую ее к приобретению, поскольку в книге собраны мысли и факты уникальные, труднодоступные (Андрей Ильич Фурсов уже написал мне, что от книги «невозможно оторваться»). Меня знают преимущественно как политолога и историка, но я почти полвека занимаюсь и искусством, член Ассоциации искусствоведов, академик Петровской академии наук и искусств и т.д., автор многих статей и даже книг. А эту книгу я, в сущности, писал всю жизнь.

Охват материала – от импрессионистов и передвижников до наших дней. Первая часть посвящена исследованию важнейшего вопроса. «ХХ век изменил лицо мира и образ жизни человека порой до неузнаваемости, до своей противоположности. Вывернул их наизнанку, как перчатку. На примере истории искусства это особенно заметно, выразительно. Критерии, методы, подходы, материалы и технологии – новации во всех этих сферах таковы, что привели бы в остолбенение любого из титанов духа былых веков, случись ему воскреснуть. Очень многое из того, что тысячи лет считалось правильным и естественным, сегодня взято под сомнение: вчерашняя норма стала зачастую исключением, а вчерашнее исключение – нормой». Как и почему это произошло? Вот, о чем следует задуматься. Поиск причин и предпосылок этих радикальных перемен, исследование новых факторов, принципов и критериев мирового искусства ХХ-XXI вв. – этому посвящена первая глава книги.

Подробнее: Уникальная книга «Российское искусство Новейшего времени»

Подводя итоги – 2018

Обычно я начинал аналогичные обзорные ежегодные статьи с анализа международной политики, поскольку со времен Горбачева именно она определяла нашу внутреннюю политику и была фактором первостепенной важности. Но похоже, что эти времена подходят к концу, и теперь именно внутренняя политика, ее цели наконец-то начинают определять положение и поведение России в мире. Поэтому сегодня я начну обзор с внутрироссийских событий истекшего года.

Цель – нормализация жизни. Как я понимаю, цель текущей политики Кремля – это нормализация всей внутренней жизни страны, ее успокоение и введение в режим стабильного существования после радикальной буржуазно-демократической революции 1991-1993 гг. и ее последствий. Процесс крайне сложный, многовекторный, на который влияют и старые и новые противоречия – социальные, экономические, национальные, цивилизационные… Процесс длительный и в чем-то болезненный, но крайне желанный, необходимый.

Главное в этом смысле было в 2018 году связано с различными выборами, начиная с президентских. Последние прошли с ожидаемым результатом (или даже с превышением оного), но – относительно честно, без грубых и массовых нарушений, как бывало.

Подробнее: Подводя итоги – 2018

О выставке Кабаковых и Ларионова в Третьяковке

Был на интересной выставке Кабаковых и Ларионова в Третьяковской галерее на Крымском валу. Что сказать? 

1. Очень впечатлил молодой Михаил Ларионов, до 1910-1912 гг. Великолепный импрессионист: какие пейзажи, какие натюрморты (особенно с рыбами)! А потом он сильно матисснулся, после чего с ним произошел, на мой взгляд, своего рода перелом. Ему, по-моему, просто осточертело, опреснело искусство. Вообще. Он больше не хотел работать так, как работали до него, и так, как раньше работал он сам. Захотелось максимально острого, обжигающе острого. И он рванул в сторону от искусства – вначале к хаосу – лучизму, потом к примитиву, к лубку, к заборной живописи. Но поскольку он был очень талантлив и уже очень профессионален, он все это делает по-своему рафинированно, точно используя и линию, и цвет. Ну, и далее – не жил, а мучился, на мой взгляд, все пытаясь что-то сделать небывалое.

Временами прорывалось настоящее, высокохудожественное, потом опять сам себя давил ради очередной новации. В конце жизни вдруг возвращается к нормальной живописи. Поразила одна из последних картин (расположена в зале, предшествующем его библиотеке и пр., на простенке справа) в зеленовато-голубых тонах: любовная пара. Очень современно смотрится. В итоге в его судьбе выпукло выразился трагизм всей ситуации в искусстве ХХ века, жертвой которой стали многие, и Ларионов в первую голову... Получил я сильное впечатление в целом, пищу для раздумий...

Подробнее: О выставке Кабаковых и Ларионова в Третьяковке

Ещё статьи...

Яндекс.Метрика