09
Пн, дек

Больше, чем партия. Лучше, чем партия

Стратегия и тактика национальной борьбы

17 июня 1996 года был подписан президентом России и затем вступил в силу федеральный закон под названием «О национально-культурных автономиях» <…>.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО ВСЕМ НАРОДАМ

В ЗАКОНЕ есть нечто даже более важное, а именно – механизм государственной поддержки. Он подробно прописан в нескольких статьях.

Так, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

«учитывают при разработке и осуществлении федеральных и региональных программ национально-культурного развития предложения НКА;

рассматривают предложения НКА о включении в государственные образовательные стандарты для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы на национальном (родном) языке, курсов по изучению истории, культуры, этнографии, традиционных видов трудовой деятельности, художественных народных промыслов и ремесел и принимают соответствующие решения;

направляют деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей;

…оказывают помощь НКА в создании негосударственных (общественных) учреждений национальной культуры, открытии негосударственных (общественных) образовательных учреждений по подготовке творческих работников и иных специалистов, проведении различных массовых мероприятий в области национальной культуры;

…осуществляют иные мероприятия по созданию условий для сохранения, возрождения и развития национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям» (ст. 14 «Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на сохранение и развитие национальной культуры»).

Кроме того, все те же федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

«с учетом предложений НКА и конкретных условий региона создают государственные образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, а также учреждения дополнительного образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные центры и другие образовательные учреждения) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков и национальных культур;

…оказывают материальную, правовую, организационную и иную помощь НКА в создании негосударственных образовательных учреждений и развитии иных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке» (ст. 12 «Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения»).

Мы привели выборочно лишь самые важные, на наш взгляд, пункты.

НА ОБЩИЕ НУЖДЫ – ИЗ ОБЩЕГО КАРМАНА

<…> Самое главное содержание закона – в Главе V («Финансово-экономическая основа национально-культурной автономии»). Она устанавливает, что финансирование деятельности, связанной с реализацией прав НКА, должно осуществляться за счет различных средств, в том числе – «федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. В этих целях могут формироваться специальные федеральные, региональные и местные фонды» (ст. 16 «Принципы финансирования национально-культурных автономий»). Пусть читатели хорошо запомнят и проникнутся данной мыслью: бюджеты трех уровней – местного, регионального и федерального – вовлекаются данным Законом в дело поддержки национальных культур <…>.

Само собой разумеется, «финансовые средства предоставляются НКА для финансирования общественно значимых программ национально-культурного развития», а не всего подряд, что в голову взбредет организаторам.

Например, «федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействуют НКА в:

издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском, так и на национальных (родных) языках;

обмене теле– и радиопрограммами, аудио– и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации, а также между Российской Федерацией и иностранными государствами» (ст. 9. «Обеспечение права на сохранение и развитие национального (родного) языка»).

Закон предоставляет разным национальностям нашей страны еще много других возможностей. Например: «В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения НКА могут:

…разрабатывать с участием подведомственных образовательных учреждений учебные программы, издавать учебники, методические пособия, другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке;

вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о создании… государственных, муниципальных образовательных учреждений с обучением на русском языке и углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры;

участвовать в разработке государственных образовательных стандартов, а также примерных программ для государственных и муниципальных образовательных учреждений с обучением на национальном (родном) языке, иных языках» (ст. 11 «Обеспечение национально-культурными автономиями права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения»).

Поддержка не ограничивается только языковыми программами: «В целях обеспечения права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры НКА могут:

…организовывать творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства, кружки по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры;

…издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных (родных) и иных языках;

создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения по подготовке творческих работников, педагогических и иных кадров в области национальной культуры;

разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;

заключать договоры с неправительственными организациями, находящимися за пределами Российской Федерации, о культурном обмене и сотрудничестве в области сохранения национальной культуры» (ст. 13 «Обеспечение национально-культурными автономиями права на сохранение и развитие национальной культуры»).

Опять-таки, цититруем Закон выборочно, опустив многое, на наш взгляд, непервостепенное.

НЕ ТОЛЬКО КУЛЬТУРА

Некоторые пункты Закона придают НКА определенные возможности не только в культурном, но и в социально-политическом ключе. В частности, НКА имеют право «создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; …участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций» («ст. 4 «Права национально-культурной автономии»). Мало того, «государственные аудиовизуальные средства массовой информации предоставляют национально-культурным автономиям эфирное время. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают и поощряют негосударственные средства массовой информации, безвозмездно предоставляющие национально-культурным автономиям возможность освещения их деятельности. В федеральных программах финансовой и организационной поддержки средств массовой информации предусматривается помощь средствам массовой информации национально-культурных автономий» (ст. 15 «Обеспечение органами государственной власти права национально-культурных автономий на освещение их деятельности в средствах массовой информации»).

Кроме того, статья 7 гласит, что при Правительстве Российской Федерации создается Консультативный совет по делам национально-культурных автономий, который является совещательным органом и действует на общественных началах. Этот Консультативный совет «представляет и защищает в органах государственной власти (здесь и далее выделено мной. – А. С.) Российской Федерации культурные и социальные интересы этнических общностей; участвует в подготовке федеральных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также в подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям; осуществляет консультирование Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по национальным проблемам граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям». (Постановлением Правительства России такой совет уже создан) <…>

НУЖНА ЛИ СВОЯ НКА РУССКОМУ НАРОДУ

<…> На сегодня существуют уже 10 федеральных НКА разных народов, включая курдов, татар и азербайджанцев, свыше 100 региональных и более 200 местных. Среди них, пока, только 4 русских региональных (в Калиниградской, Курганской, Свердловской областях и Карачаево-Черкесской республике), которые 17 ноября 1999 г. учредили, а в настоящее время пытаются преодолеть сопротивление Минюста и Миннаца и зарегистрировать Федеральную русскую национально-культурную автономию России (ФРНКАР).

<…> Добавим, что НКА – не политическая партия, для ее создания или вхождения в нее вовсе не нужно выходить из организации, в которой состоит тот или иной участник. Но по своим организационным возможностям это больше, чем партия, и лучше, чем партия. Вдумайтесь – и поймете.

Ниже мы помещаем выдержку из «Программы», принятой на учредительном съезде ФРНКАР.

* * *

«В НАСТОЯЩЕЕ время русские являются по-прежнему единственным государствообразующим народом России, от их труда и национального самочувствия зависит судьба всего Отечества. Однако положение русских в современной России является неоправданно униженным.

Наиболее ярко это проявляется в национальных республиках, где так называемым "титульным нациям" отдаётся предпочтение во всех социально значимых и высокооплачиваемых сферах деятельности, прежде всего, в управлении. Те же явления отстранения русских на вторые и третьи роли имеют место и во многих "безнациональных" регионах. И это несмотря на то, что русские составляют большинство в регионах России, а их трудовой вклад в культурно-экономическое развитие страны является решающим.

Корни проблемы, очевидно, в том, что русские лишены своей государственности и власти, и в том, что начиная с 1917 года Россия перестала быть русским государством, а по своим идеологическим установкам превратилось в государство антирусское, антинациональное. Всё это нашло выражение в теории и практике советского интернационализма, в политике геноцида русского народа, проводившейся коммунистической верхушкой в течение продолжительного времени.

Смена политического строя в 1990-1991 годах не изменила отношения государства к государствообразующему народу. Менталитет власти не изменился, и в настоящее время русские проблемы только усугубились.

Переделы имущества и власти, воровская номенклатурная приватизация в годы так называемого "демократического" правления ещё больше отодвинули русский народ от своего естественного положения в Российском государстве – государстве, которое было создано, прежде всего, усилиями многих поколений русских людей, трудившихся и защищавших свою священную землю от любых посягательств извне. Уместно будет напомнить, что основную массу солдат и офицеров российской армии и флота и по сей день составляют русские люди, на заводах и в КБ ВПК в основном трудятся русские рабочие, инженеры и учёные.

В конституции России 1993 года о русском народе и его роли в государственном строительстве не сказано ни слова. Многомиллионный русский народ с его национальными потребностями и интересами до последнего времени просто не являлся субъектом права.

В нашей стране не было и нет государственного института, который специально занимался бы русскими национально-культурными вопросами. Может быть, поэтому забывчивость некоторых государственных и муниципальных чиновников позволяет им думать, что русского народа просто не существует. Такова, к сожалению, негласная доктрина влиятельной части бюрократического аппарата.

Русские сегодня – разделённый народ. И это разделение стало возможным только потому, что русские не являлись субъектом права и политики. В момент раздела СССР они не могли ни на что повлиять.

Каков же промежуточный итог продолжающегося бесправия русских? Русские сегодня вымирают со скоростью более миллиона человек в год. Всё множество причин депопуляции можно коротко свести к тому, что условия жизни русского народа противоречат его национальным ценностям, традициям и интересам, ибо на государственном уровне о благополучии русской нации мало кто думает. Такого критерия, как благополучие русских, в государственной политике России до последнего времени не существовало. Именно поэтому, например, стало возможным массовое уничтожение русского населения в Чечне в годы правления Дудаева и его наследников, массовые захваты русских заложников, торговля людьми и современная практика рабства, процветающая многие годы на Кавказе.

Русская культура находится в состоянии непрерывной обороны. Её могучие силы практически не востребованы, и она, лишённая достойной материальной поддержки, едва влачит своё существование в условиях агрессии уродливых псевдокультурных влияний Запада. Чем это угрожает всему российскому сообществу народов, традиционно воспитывавшемуся на ценностях великой русской культуры, объяснять излишне. Вследствие этого и многих других причин в значительной части русского народа накопился огромный потенциал раздражения властью – как исполнительной, так и законодательной – деятельность которой не отвечает чаяниям нашего народа. Русские люди всё больше понимают, что ждать от государства им нечего, если они сами не постоят за себя.

Учитывая это и другие обстоятельства, деятели русской культуры и русского национального движения приняли решение: на основе федерального Закона "О национально-культурной автономии", учредить в России Федеральную русскую национально-культурную автономию (ФРНКАР) с целью защиты многообразных национально-культурных интересов русского народа.

Нельзя сказать, что прежде не предпринимались попытки национального объединения русских. Примером успешного объединения может служить Всемирный русский Собор во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Однако опыт показывает, что задачи национально-культурного развития невозможно решать, не имея опоры на законодательную базу. В этом смысле идея национально-культурной автономии, в отсутствие законов "О государствообразуюшем русском народе" и "О преодолении последствий геноцида русского народа", представляется единственной возможностью войти русскому народу в правовое поле и защитить свои национальные интересы.

Закон "О национально-культурной автономии" создавался не для русских. Однако в настоящее время мы не видим другого способа обеспечить наше национально-культурное развитие. Не случайно мы создаём нашу автономию не в числе первых, когда на федеральном уровне уже созданы национально-культурные автономии некоренных для России народов. Наша автономия создаётся для объединения русского народа и единства России, восстановления преемственности русской жизни.

С учреждением ФРНКАР должен закончиться период бесправия русского народа, ибо наша автономия в соответствии с законом получит особые права в защите национально-культурных интересов русских, и мы намерены неукоснительно и повсеместно этими правами пользоваться.

По мере развития и расширения деятельности Русской автономии России, по всем регионам невостребованные до сих пор национальные права Русского народа будут, наконец, востребованы во всей полноте.»

РЕДАКЦИЯ

«Национальная газета» № 7(35), 2000 г., в сокращении

Яндекс.Метрика